ВШПК
гештальт-подход

Собрать пазл. От невнятного предчувствия к пониманию себя

Андрей Ралько
8 января 2020
Знаете, за что я больше всего люблю гештальт-подход? Не за то, что он у меня был первым, хотя, конечно, это тоже значимо.

В первую очередь за то, что для работы гештальт-подходу вовсе не нужна тема. Клиент может принести всё, что угодно. Любое состояние, самое неопределённое и невнятное. И этого достаточно.

За этот навык я больше всего благодарен гештальту. Не ждать заказа, а работать с тем, что есть. Жить под девизом "Всё время что-нибудь происходит". Тогда непонятности, долгие молчания или спутанные переживания не представляют проблемы. Они представляют собой только то, чем являются - непонятностью, молчанием или спутанностью.

Они важны сами по себе. Человек несёт с собой массу своих проявлений (феноменов), сильных, слабых, ярких или едва заметных, которые изменяются во времени и в пространстве. Если уделить некоторое время, чтобы их заметить и собрать, у человека в какой-то момент происходит понимание себя.

Как это происходит? Примерно так:

Клиент (К): Что-то мне в последнее время как-то плохо...
Терапевт (Т): Как долго это продолжается?
К: Где-то пару недель.
Т: А в данный момент вам тоже плохо?
К: Да... (молчание)
Т: Я замечаю, что после того, как вы сказали, что вам плохо, вы надолго замолчали. У вас очень статичная поза и я почти не вижу и не слышу, как вы дышите - и я начинаю беспокоиться за вас.
К: (делает глубокий вздох и едва заметно подаётся вперёд)
Т: Я заметил, что вы вздохнули и немного подались вперёд, а потом остановились. Что сейчас с вами происходит? Попробуйте начать с тела. Есть ли там заметные ощущения?
К: У меня словно ком застрял в горле. Мне трудно говорить... Мне неловко.


Отлично, вот и первое понимание. Оно заключается в том, что клиенту трудно и неловко сейчас говорить со специалистом. Это и есть тема, которой сейчас нужно уделить внимание. Тема стала понятна просто благодаря тому, что клиент в течение нескольких минут осознавал о себе чуть больше деталей, чем обычно. Терапевт рассказал ему о том, что он заметил снаружи, и помог сфокусироваться на том, что внутри. Сложились первые частички пазла.
Т: Давайте здесь ненадолго задержимся. Мне не хочется настаивать, чтобы вы непременно говорили, раз вам неловко. Я знаю, что это может быть нелегко - рассказывать что-то очень личное другому человеку. Попробуйте сосредоточиться на вашем коме и побудьте так несколько секунд.
К: (пауза)
Т: Я заметил, что вы несколько раз взглянули на меня и быстро отвели взгляд. И, кажется, дыхание ваше участилось, а лицо порозовело. Что вы сейчас чувствуете?
К: Мне тревожно.
Т: А что сейчас хочется?
К: Исчезнуть отсюда... (низко наклоняет голову).
Т: Попробуйте посмотреть не меня и заметить, что происходит с вашей тревогой.
К: Она усиливается (отводит взгляд).


Итак, рисунок происходящего изменился. Внимание к деталям позволило увидеть этот эпизод со всеми подробностями. Центральная тема стала другой. Теперь это тревога, и она явно связана с терапевтом.

Настало время для ещё одной хорошей новости: с терапевтом тоже что-то всё время что-то происходит. И это "что-то" также относится к сессии, в которой терапевт принимает участие наряду с клиентом. Это тоже детали общего пазла. Они должны занять своё место в картине:

Т: Мне жаль, что вы тревожитесь рядом со мной. Я бы этого не хотел. Хотя я и понимаю, что этого трудно бывает избежать. Мне хочется вас поддержать. Но я нахожу себя озадаченным, потому что не понимаю, как именно ваша тревога связана со мной. Может быть, вы знаете? Замечаете ли вы, какие мысли вызывают тревогу?
К: Ммм... кажется, я боюсь, что вы будете меня осуждать.


Новый элемент пазла появился на сцене. Тревога обернулась страхом осуждения. Интересно, часто ли клиент сталкивается с этим чувством? Бывает ли он с кем-то откровенен? Или ему редко удаётся поговорить с кем-то по душам, а всё его напряжение остаётся внутри. Вспоминается его напряжённая статичная поза... Каждый элемент пазла не только дополняет картинку, но и задаёт направления дальнейшей работы. Но сейчас тема - страх осуждения терапевтом, и нужно уделить внимание ему:

Т: Я слышу, что вы боитесь осуждения с моей стороны, если будете со мной откровенны. Однако я хочу, чтобы вы заметили, что сказав мне об этом, вы только что стали со мной чуточку откровенней, и у меня не возникло никакого желания осуждать вас. Наоборот, я очень рад и благодарен вам, что вы это сделали, несмотря на то, что чувствуете страх. Так вы сделали наш диалог яснее.
К: Да? Действительно...
Т: Мне хочется быть бережным и внимательным к вам. Как бы я мог это сделать? У меня есть предложение: я вообще не склонен осуждать клиентов, но если вы вдруг почувствуете, что я вас осуждаю, вы тут же поднимите правую руку верх. Я обещаю тут же остановиться. Что думаете?
К: Ну, давайте попробуем...
Т: Если нужно что-то ещё, чтобы вас поддержать, давайте придумаем, прежде чем двинемся дальше.
К: Да вроде нет. Я попробую начать.
Т: Вы уже знаете, о чём хотели бы поговорить? От чего вам плохо.
К: Да... Мне кажется, я не люблю своего ребёнка...


Вот теперь можно и к центральной части картинки приступить - поговорить об отношениях с ребёнком.

Может показаться, что всё это была лишь подготовка к терапии, но это уже был кусочек терапии. Клиент пережил опыт рискованного шага, за которым не последовал провал. Опыт преодоления неловкости и страха осуждения с помощью диалога и договорённости. И это только начало сессии.
Вот за что я люблю гештальт-подход. Если вам тоже нравится, то у нас в Высшей Школе психологического консультирования скоро стартует программа обучения основам гештальт-подхода. Описание и запись на программу на этой странице: http://vshpk.ru/gestalt

(Все герои и события вымышлены, совпадения случайны)
Понравилась статья? Поделись в соц.сетях
Подпишись и будь в курсе!
Мы отправляем нашим подписчикам самую свежую информацию о программах, событиях и публикациях Высшей Школы психологического консультирования.
Made on
Tilda