ВШПК
Мы используем файлы cookie. Они помогают улучшить ваше взаимодействие с сайтом.
Автопсихология

Амаксофобия. Страшно сесть за руль

Кирилл Мартынов
29 ноября 2016
Вам бывает страшно сесть за руль?

Если нет, то я вас поздравляю – у вас нет амаксофобии. Правда есть данные, что сегодня эта фобия входит в 10 самых распространенных фобий во всем мире. Количество автомобилей неуклонно растет, а соответственно, и количество людей, желающих сесть за руль тоже.

Но далеко не всем людям этот процесс дается легко, особенно в психологическом плане. Поэтому хорошенько подумайте, а как вы чувствуете себя за рулем или на пассажирском сидении? А еще, если вы до смерти боитесь зеленых "матизов" или думаете, что поездка на "логане" похоронит ваш статус, и силой отбиваетесь от друзей, которые вас в него тащат, то это тоже амаксофобия. По крайней мере, так о ней говорят ученые.

В итоге амаксофобия представляет собой панический страх, который возникает перед ездой на различных транспортных средствах. Такая фобия может носить характер отдельной фобии или быть частью различных психических заболеваний.

Но сейчас бы хотелось не углубляться в психиатрию и фобии и обсуждать возможность медикаментозного лечения, а вернутся именно к психологическому содержанию процесса управления автомобилем.

Безусловно, что основным и самым распространенным видом «боязни руля» является страх именно управления автомобилем. Причем, по моему личному мнению, я бы разделил таких водителей на две категории. Первая боится и водит, вторая – не водит, но хочет и боится одновременно. И если первая категория водителей вырабатывает свои адаптационные механизмы, постепенно снижая уровень тревоги и стресса, компенсирует их опытом и качеством вождения, то вторая топчется на месте, постепенно теряя и без того слабые навыки, полученные в автошколе. Чаще всего именно начинающий водитель становится мишенью для фобии.

Почему так происходит?

Во-первых, очень здорово, если права вы получили честным путем и сдали все экзамены в ГИБДД самостоятельно. Это большой плюс для вашего навыка. Это значительно лучше, чем получить заветный кусочек пластика на День Рождения. Купленные права и экзамены это «риали бэд». Это ничем не отличается от купленного диплома об образовании. Если ваша совесть сживётся с вами после этого, то - Бог вам судья :) – истории «Вожу я хорошо, меня просто завалили» достаточно часто скрывают под собой не коррупционную составляющую экзаменов в ГИБДД, а именно отсутствие навыков безопасного самостоятельного управления автомобилем и глобальное незнание и непонимание Правил дорожного движения. Подумайте о хирурге, который делает вам сложную операцию. А теперь о его дипломе, который он купил, потому что решил, что учиться – зря тратить время, все можно выучить на практике, он с 12 лет оперирует на папином столе в деревне, да и вообще всё равно на экзаменах завалят.

Во-вторых, обучение в автошколе – это обучение основным (хоть и примитивным) навыкам в тепличных условиях. Инструктора с комплектом вторых педалей, который примет решение за вас, на реальной дороге не будет. И надо понимать, что упражнение «змейка» придумано не для того, чтобы развлечь инструкторов вашими неловкими телодвижениями, а для того, чтобы понять, что вы освоили азы работы с рулевым колесом.

В-третьих, именно работа инструктора научить вас психологически саморегулироваться за рулем и формировать для себя безопасные условия передвижения. Именно хороший инструктор научит видеть реальные источники опасности на дороге и прогнозировать их появление и проявление. Хотя, если инструктор не лупил вам по коленям палкой, это уже хорошо!

В общем, автошкола – важный этап, где закладываются навыки «отношений» с автомобилем. И если это будет сделано честно, дальше все будет хорошо.

А теперь о том, почему ездить становится страшно.

Сразу отмечу, что подобное более характерно для женщин, хотя и среди мужчин водителей со стажем «на полке» встречается достаточно. Причин на самом деле не так уж и много. Это либо длительный перерыв в вождении, либо психологически, а зачастую и физически травмирующие ситуации, такие как ДТП и конфликты на дороге. Потенциальные или случившиеся. Как с серьезными последствиями, так и с не очень. Как пример из жизни: отказаться от вождения может заставить и серьезная авария с легкими или средними травмами, так и наезд на бордюр на скорости, который привел лишь к материальным затратам на ремонт. Стоит отметить, что эмоционально и психологически устойчивый человек способен вернуться к вождению после ДТП самостоятельно. Но помощь психолога может способствовать более быстрому возвращению за руль.

Откуда же берется страх водить? На самом деле всё очень просто. Приступы фобии создают и формируют неопределенность, неоднородность и прочие малопонятные водителю обстоятельства. Если говорить еще проще, то стресс вызывает невозможность контролировать действия других водителей и обстановку на дороге и рядом с ней. И в этом есть парадокс. Ведь, прежде всего, вы отвечаете не за маневры дядя Васи из соседнего ряда, а за свое вождение, и ваша задача быть достаточно ясным и предсказуемым на дороге для других. А еще пагубное влияние оказывает богатое воображение, обещающее множество опасных проблем на дороге. Это очень характерно для тревожных и мнительных людей. Чувство вины и страх повторения опасной ситуации лишь усиливают и закрепляют фобию, вплоть до продажи автомобиля.

Ну а теперь о способах бороться с фобией.

Первое, что нужно сделать – это вернуться на шаг назад. Самостоятельно или с помощью психолога попытаться найти первичные причины страха или какие-либо травмирующие ситуации, которые с вами случались. В большинстве случаев, за редким исключением на дороге есть закон – ПДД. ПДД, как говорится, написаны кровью, и знать их нужно в обязательном порядке. Знаки, разметка, правила проезда перекрестков и вся остальная информация, в том числе правила оказания первой помощи помогут вам понять теорию, как должно быть в идеале. На практике вы узнаете еще много нового, чего нет в ПДД.

Второе, будет очень полезно, если вы хотя бы попытаетесь разобраться в «физике» автомобиля. Ускорение, замедление, дистанция, снаряженная масса, радиус разворота. Очень часто в сводной табличке пишут «разгон до 100км/ч». Лучше бы писали количество метров для полной остановки со 100 км/ч до 0. Собрать такую информацию в интернете сейчас очень легко, а знание «физических» особенностей вашей машины здорово облегчит вам жизнь. Опять же, знать общую теорию устройства авто, то есть, почему крутятся колесики и "пипуля фыркает", тоже важно. Какие системы безопасности присутствуют в вашем авто и как они работают. Какие ошибки они прощают, а какие могут стать причиной серьезной аварии.

Третье, научиться справляться со стрессом во время вождения. Можно искать свои способы, подбирать подходящую музыку, начинать ездить с человеком, с которым вам безопасно, спокойно и комфортно, который на начальном этапе разделит с вами ответственность и подскажет, что и как. Сразу предупрежу милых дам, скорее всего с мужем у вас ничего не получится, особенно если это его машина. Главное - выбирать для себя адекватную нагрузку. Раннее утро выходного дня – отличное время для тренировки. И не пытайтесь снять стресс медикаментозно. Принимать успокоительное перед поездкой – глупая и опасная затея.

Четвертое, уметь концентрироваться на дороге. Внимание – ваше всё. Может это незаметно на первый взгляд, но во время вождения ваш мозг выполняет колоссальную по объему и сложности работу. Поэтому на время, пока вы управляете авто, забудьте о любых других делах и проблемах. Не стоит забалтываться с пассажирами или пытаться сосчитать кубатуру бруса для новой баньки.

Пятое, фокусироваться на прогнозировании и анализе дорожной ситуации. Найдите тот темп, в котором вы сможете удерживать контроль и над механическими действиями, и над интеллектуальными. Скорее всего, вы соберете много недовольства других водителей своей медлительностью, но главное понимать, что на этапе становления или восстановления навыка вождения, куда важнее полностью контролировать свои действия. Не спешите и не суетитесь, научитесь ранжировать потенциальные опасности. Заглохнув на светофоре, максимум что вам грозит – это раздражённые гудки других водителей. Это можно и нужно пережить. Помните, что абсолютно любая деятельность, для которой еще не выработан навык, вызывает стресс и нервное напряжение. Приехать домой с мокрой спиной – это нормально. Это значит, что вы живы.

И в завершение хочется сказать, что «заставить» вас сесть за руль могут только ваши внутренние цели и смыслы, а не внешние стимулы. И если вы до сих пор еще не сели за руль, на всякий случай спросите себя: может быть вам просто некуда и незачем ехать?
Подпишись и будь в курсе!
Мы отправляем нашим подписчикам самую свежую информацию о программах, событиях и публикациях Высшей Школы психологического консультирования.