ВШПК
Опыт

Как найти у себя симптомы выученной беспомощности

Елена Мартынова
30 марта 2018
Знаете ли вы, что симптомы выученной беспомощности подстерегают нас на каждом шагу и ловко маскируются под наше нежелание кого-то беспокоить, нашу уверенность в том, что нечего лезть в чужие дела, нашу стыдливость поинтересоваться чем-то, что нас не касается и тому подобным? Вот один из примеров.

Однажды в нашем офисе произошел такой случай. Водоканал собирался проводить какие-то ремонтные работы в подвале нашего дома. В связи с этим по всему дому должны были отключить подачу воды. А у нас три дня подряд шла большая обучающая группа. Поэтому мы очень волновались, как долго вода будет отключена и не повредит ли это учебному процессу. Как слушатели обойдутся без воды? Без туалета?

Накануне вечером мы отключили наш новый бойлер, чтобы он не сгорел от отсутствия воды. И поручили одному коллеге включить его после того, как воду снова подадут.

Утром, около 11 часов, позвонил охранник и сказал, что водоканал быстро справился со своей работой и воду можно включать. Я тут же позвонила в офис и предупредила о том, чтобы включили бойлер. Больше я об этом не думала и не вспоминала.

Во вторник, на следующий день, к 12 часам наша команда собралась на совещание. После того, как мы целый час обсуждали наши дела, я отправилась в туалет и только тогда заметила, что из крана идет — О Боже!!! — холодная вода. Я похолодела: «Неужели новый бойлер все-таки сгорел???» Но красивый беленький электрический бойлер мирно висел и никаких признаков поломки не демонстрировал. «Что же это такое??? — недоумевала я, — Почему он не работает?» Я покрутила регулятор температуры воды. Он должен был загореться синеньким цветом. Но он не горел. Я не унималась: «Что же это такое?» Внимательно разглядывая бойлер со всеми его трубками и проводами, я стала искать на нем что-то, сама не знаю что, но что-то такое, что могло бы мне объяснить, почему он не нагревает воду. От бойлера вверх шел провод, на котором был небольшой переключатель. Я потеребила его. И О радость!!! обнаружила на нем маленькую кнопочку. «Не ты ли, моя дорогая, отключилась?» — спросила я и её и себя. Кнопочка слегка подалась под моим пальцем и … сдвинулась. И в тот же миг загорелась голубенькая лампочка, сообщая о том, что бойлер снова приступил к выполнению своих прямых обязанностей. УРА!!! Я ужасно обрадовалась. И потому что бойлер не сломался, и еще потому, что смогла решить эту задачу.

И только спустя минуту я вдруг поняла, что я только что включила горячую воду после выключения бойлера в воскресенье и что в понедельник — целый день!!! — наша образовательная группа сидела без горячей воды. А ведь они мыли руки, споласкивали чашки и мыли тарелки… И всё это время вода оставалась холодной. Почему же никто — никто из двадцати учившихся человек — не поинтересовался, куда делась горячая вода, которая до этого была два дня? Почему никто не попытался понять, работает бойлер или нет? Почему не позвонили мне и не спросили, должна ли течь из крана горячая вода и что сделать, чтобы горячая вода вновь появилась? Ведь в офисе было так много народу. Ведь мыть руки и посуду холодной водой очень дискомфортно!

Группу вели приглашенные преподаватели, которые первый раз были в нашем офисе. Они могли не знать, что у нас есть горячая вода. Хотя 25-литровый бойлер, висящий в туалете, трудно не заметить. Почему НИКТО, ни один человек, из тех двадцати пяти, которые в понедельник побывали в офисе, не спросил, не поинтересовался, не попробовал понять, что случилось с горячей водой??? Никто мне не дал ответа на этот вопрос. Я же уверена, что эта ситуация является самым настоящим проявлением синдрома выученной беспомощности. Синдрома, основная черта которого заключается в том, что человек считает, что от его действий ничего не зависит.

В экспериментах по исследованию выученной беспомощности оказалось, что такое поведение формируется очень быстро у семи из десяти и людей, и животных. Как только человек или животное обнаруживали, что не могут ничего поменять — выключить противный звук, избежать удара электрическим током, выйти из помещения и т.п., — две трети людей и животных ПЕРЕСТАВАЛИ ПЫТАТЬСЯ как-то изменить ситуацию. Так проявляет себя синдром выученной беспомощности.
Вернемся к нашей ситуации. Человек находится в одном и том же помещении третий день. Он ходит в туалет, моет руки, наливает воду из кулера. Он два дня видит и чувствует, что из крана течет ГОРЯЧАЯ вода. Почему же, увидев, что горячей воды больше нет, он никому не задает вопросов, что случилось? Не ищет причины отсутствия горячей воды? Почему он ничего не делает, чтобы избавить себя от дискомфорта — мыть руки и посуду холодной водой???

Когда я стала спрашивать у коллег, находившихся в этот день на учебе, заметили ли они, что не было горячей воды, кто-то сказал мне, что даже не заметил: ну нет и нет. Кто-то сказал, что заметил, но решил, что нет горячей воды значит нет. Кто-то заметил, но ему было неудобно ни спросить, ни поинтересоваться, что случилось с горячей водой? Будет ли еще горячая вода? Ну и абсолютно все, кого я спрашивала, сказали, что ни при каких условиях не полезли бы осматривать бойлер в чужом офисе — не случилось ли с ним чего, не сломался ли он или не выключен ли он. Что означают такие ответы для меня, практикующего психолога-консультанта? К сожалению, все они свидетельствуют о том, что вирус выученной беспомощности поразил подавляющее большинство наших студентов… Я с уверенностью могу заявить, что за этой вполне себе банальной ситуацией лежит не неудобство лезть в чужие дела, не привычка к дискомфорту, не увлеченность учебой, когда не обращаешь внимания на условия внешней среды, не … (Добавьте сюда свою версию, если вы относитесь к тем, кто тоже не стал выяснять причину отсутствия горячей воды)

За этими мыслями, умозаключениями и объяснениями лежит особый стиль мышления, который Мартин Селигман называет выученной беспомощностью. Этот стиль мышления, вызывающий особое состояние и определяющий особое поведение, по девяти характеристикам совпадает с описанием депрессии по Международной классификации болезней. И мне очень нравится мысль Селигмана о том, что депрессия и выученная беспомощность — одного поля ягоды, что депрессия (кроме исключительных случаев) — это особая структура мышления, это определенные мысли, изменив которые мы можем начать жить совершенно по-другому, качественно иным образом.

Недавняя кемеровская трагедия показала, что в экстремальных ситуациях синдром выученной беспомощности приводит к ужасным последствиям. Одна женщина рассказала, что, оказавшись у запертого аварийного выхода на втором этаже здания, она со своей маленькой дочкой некоторое время ждала, что дверь откроют. Но увидев, что выхода нет, она с дочкой побежала туда, куда, как им сказали, идти было нельзя. Но оказалось, что выход был именно там. Они спаслись. А у этого запертого аварийного выхода позже были обнаружены пятнадцать погибших человек, которые так и не дождались спасателей.

О чем думал мужчина, который запер изнутри дверь в кинозале и заложил тряпками щель под дверью, чтобы дым не пробрался в зал, и остался сам и задержал всех остальных, включая детей, в ожидании спасателей? Почему не стал искать выход? Почему даже не попытался выйти и посмотреть, что происходит и можно ли покинуть горящий этаж?

Простите меня, что я пишу об этом вскоре после трагедии. Но я считаю, что молчать об этом нельзя. Все эти действия можно охарактеризовать как проявления синдрома выученной беспомощности. И те люди, которые при пожаре находили возможность выводить людей, которые самостоятельно искали выход из горящего торгового центра, на самом деле просто ДУМАЮТ ПО-ДРУГОМУ. ОНИ ИЩУТ ВЫХОД.

Помните историю о лягушке, тонувшей в банке со сметаной? Она так долго и отчаянно барахталась в банке, не желая тонуть, что взбила сметану в твердое масло. И, взобравшись на кусок масла, потом смогла выпрыгнуть из банки. Эту лягушку можно смело отнести к тем трем из десяти и животных и людей, которые даже в условиях эксперимента НЕ ОБУЧАЮТСЯ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ. Почему? Чем они отличаются от тех семи, кто даже не пытается попробовать что-то изменить? Они думают по-другому. Именно их Селигман называет оптимистами.
В результате исследований ученым удалось понять и структурировать особенности мышления оптимистов. Они оценивают события как и все люди: что-то позитивно, а что-то негативно. НО! Они совершенно по-другому объясняют их себе. Например, о своём поражении спортсмен-пессимист скажет: «Я вечный неудачник. У меня всегда ничего не получается». А вот спортсмен-оптимист подумает: «Сегодня я был не в лучшей форме. Да и соперник мой сегодня был слишком силен». Разница как будто не очень заметна, но она есть. А что подумает пессимист о своей победе? «Мне сегодня очень повезло!» В то же время мысль оптимиста будет звучать так: «Я самый сильный человек на планете! Я много работал и по достоинству оценен». Замечаете ли вы разницу в этих мыслях? Видна ли она вам отчетливо? Если нет, то скорее всего, вы заражены «вирусом выученной беспомощности».
Но спешу вас порадовать! Селигман утверждает, что выученную беспомощность можно преодолеть. Знаете, что он делал со своими собачками, которых сначала в эксперименте научил быть беспомощными? Собаки получали удары током от проводов, проложенных под дном ящика, в котором они находились. И, научившись беспомощности, собаки не выпрыгивали из этого ящика, даже если могли это сделать. Они лежали и просто скулили, терпя боль. И тогда Селигман вместе со своим товарищем НАЧАЛ ПЕРЕТАСКИВАТЬ собак через ограждение, которое они легко могли преодолеть прыжком. Перетащенные людьми несколько раз, собаки наконец начинали перепрыгивать через стенку ящика, избегая ударов током. Выученная беспомощность была искоренена!

Я не считаю себя законченным пессимистом, может, поэтому я и искала волшебную кнопочку на бойлере. Я уверена, что, окажись я в чужом офисе в подобной ситуации, я тоже бы задалась вопросом, куда делась горячая вода, и как её снова включить. И тем не менее, я обнаруживала у себя пессимистичные мысли, особенно если речь шла об успехах и достижениях. Меня до глубины души потрясла фраза Селигмана о том, что если бы творческие люди преодолевали свое пессимистичное мышление, они имели бы на порядок больше достижений, чем имеют сейчас. Сколького же я не достигла из-за того, что была пессимистична по отношению к достижениям?.. Это одна из самых печалящих меня мыслей. Но в ней я тоже нахожу элементы выученной беспомощности. Поэтому я переделаю её в следующее предложение: «Я научилась мыслить позитивно! А ведь могла не научиться! И теперь мои достижения умножатся!»
Научиться мыслить позитивно никогда не поздно. И это не самая трудная в жизни задача. Для этого надо учиться перестраивать свои мысли, чтобы они соответствовали позитивному мышлению. Несколько месяцев такой работы — и в мозге возникнут новые синаптические связи, которые помогут автоматизировать новое позитивное мышление. Вы начнете чувствовать себя лучше, ваше настроение будет радостным, а возникающие проблемы вы будете учиться решать, не сдаваясь перед трудностями. ВЫ ВСЕГДА БУДЕТЕ ИСКАТЬ ВЫХОД.

Думайте позитивно! И у вас начнется новая радостная жизнь.
Подпишись и будь в курсе!
Мы отправляем нашим подписчикам самую свежую информацию о программах, событиях и публикациях Высшей Школы психологического консультирования.
Made on
Tilda