ВШПК
Мы используем файлы cookie. Они помогают улучшить ваше взаимодействие с сайтом.
Колонка директора
5 декабря 2024 г.
Декабрь завершает год, и наступает самое время подводить итоги выполненным планам, достигнутым целям, реализованным проектам. Мне есть, чем похвастаться. Вчера я прочитала последнюю лекцию из запланированного мною два года назад цикла по теоретическим и методологическим основам интегративного подхода в терапии и консультировании. Это был проект, состоящий из 24 ежемесячных онлайн-лекций длительностью два астрономических часа. Каждая лекция была посвящена определенной теме, которую мы рассматриваем на нашем базовом курсе по подготовке психологов–консультантов и психотерапевтов в интегративном подходе.

Два года я ежемесячно с небольшими перерывами на летние каникулы читала свои лекции. Этот проект оказался успешным. Лекции были интересными, сложными, насыщенными новой информацией, подкрепленной теорией и научными исследованиями. Сейчас мне самой не верится, что все лекции уже прочитаны…

Конечно, это было для меня сложной задачей. Пришлось перелопатить горы литературы, прочитать новые книги и статьи, диссертации и авторефераты. Но я благодарна этому проекту за то, что глубоко погрузилась в научные исследования, как практические, так и теоретические; за то, что расширила свой психологический и научный кругозор; за то, что помогла расширить взгляды на мир и человека своим коллегам и слушателям.

Если я скажу, что я не жалела о том, что ввязалась в этот лекционный курс, я совру. Жалела. И не раз. Но взятые на себя обязательства заставляли меня двигаться вперед к намеченной цели. Особенно трудно было в конце курса, когда до завершения оставалось уже три-четыре лекции… И все-таки это мне удалось. Наверное, стоит похвалить себя, ведь выполнен огромный объем работы. Однако я хочу привести здесь несколько цитат и мыслей великих психологов и философов, которые оставили во мне след, зацепили меня и снова и снова заставляют размышлять над ними.

Вот, например, что сказал один из моих любимых философов и психологов Сергей Леонидович Рубинштейн: «В творчестве созидается и сам творец. Есть только один путь для создания большой личности: большая работа над большим творением».

А вот важные слова Владимира Николаевича Дружинина: «Три роли достойны человека: роли спасателя, защитника и созидателя».

Михая Чиксентмихайи я могу цитировать долго и много, но вот хотя бы две важных мысли: «Те, кто ставит цели на будущее, большего достигают и имеют более высокую удовлетворенностью жизнью». И еще одна: «100 часов в год общественно полезного труда значимо увеличивают удовлетворенностью жизнью человека и повышают его уровень счастья».

А вот мысли о творчестве Г.С. Альтшуллера: «Способность к творчеству — не талант, а природа человека. Творчество — норма человеческого бытия. Творческие способности есть у всех, но творческий «генетический клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет потребность у общества и не появится возможность реализации у личности».

Мысли о деле жизни А.А. Ткаченко успокоили и примирили с действительностью: «К делу жизни человек приходит по жизни и затем как бы в него «попадает». После этого ему приходится его идентифицировать и выполнять. Попытки устраняться, менять или искажать это выполнение чреваты психологическими и даже соматическими страданиями».

И завершить эти два года моих научных изысканий я хочу словами замечательного философа Кена Уилбера: «Чистая осознанность и есть Бог»

Ну что ж, кажется, пришло время придумать новый сложный проект. Без больших целей жить скучно. Я уже задумала новую книжку о психотерапии, написала оглавление. А вы подводите итоги года? Ставите большие цели? Именно они дают нам новые смыслы, творческую энергию, надежду на лучшее и силы жить дальше… Поставьте перед собой сложную цель! Прямо сейчас!
17 сентября 2024 г.
В этом году лето затянулось. Вместо положенных 99 суток это лето длится аж 130 дней. С одной стороны, это хорошо. Всё еще можно наслаждаться даже не теплом, а жарой. Не надо доставать теплые кофты и длинные штаны. Еще манят к себе водоемы, но олень уже успел хорошенько попортить воду. Заходить уже холодно — вода остывает. Абсолютно зеленые деревья создают ощущение августа или даже жаркого и засушливого июля. Лишь кое-где на березках желтая прядка сигналит: «Осень! Осень…»

Тем временем учебный год в разгаре. Все-таки отличная погода не дает сосредоточиться. А надо бы! В этом году нам предстоит много интересной работы: новые проекты в новом офисе, отработка новых программ, планирование будущего, и не абы какое, а с точки зрения научной организации труда.

За этот год я открыла для себя новую закономерность. Год назад, выбирая себе планинг – ежедневник, я остановила свой выбор на ежедневнике Brauberg формата А4. Это большая и тяжелая книжка в толстом коричневом переплете с золотым тиснением страниц, с уголками внизу листа, которые можно отрывать, помечая прожитый день.

Большой ежедневник принес мне очень много работы. Спасибо ему за это! Я едва успеваю перестроиться от одного курса лекций к другому, вернуться из поездки в институт домой, чтобы из своего уютного кабинета вести дистанционные занятия. Вечером усаживаюсь за книжку о детоцентризме. Она уже на финишной прямой. В перерывах между работой делаю дела в саду и дома. Мечтаю наладить швейную машину и оверлок, чтобы шить, — я видела в магазине потрясающе красивую ткань! У кровати лежит вязание. А еще хочу научиться делать украшения из бусин и камней.

Где взять время на эти мечты? Да в нем – в моем ежедневнике! Когда у тебя есть четкое расписание, когда планы расписаны на месяцы вперед, найти незанятые 15 – 20 минут всегда можно. Важно, чтобы цель уже была поставлена, чтобы существовал хотя бы пошаговый план ее реализации, чтобы первый шаг был сделан сразу, как только поставлена цель.

А как устроено ваше целеполагание? Моё устроено так. Как только мне в голову приходит какая-то идея, которую я бы хотела реализовать, я сразу, сразу делаю первый шаг. Например, я решила написать книгу. Я сразу создаю на компьютере файл, пишу примерное оглавление, придумываю первое предложение. Скорее всего, я потом сто раз исправлю и то, и другое. Но согласитесь, исправлять — это не то же самое, что начинать.

Если я решила что-то связать, то я сразу набираю петли. Для образца или сразу для вещи. Возможно, я потом распущу их и буду перевязывать. Но начало уже положено. Я уже начала вязать то, что решила.

Летом многие мои цветы жили на балконе или в саду. Сейчас я заношу их домой. Мне не хватит времени занести все сразу, но один ящик с горшками я каждый раз, возвращаясь с улицы, поднимаю в зимний сад. Цветы поливаю и ставлю на стеллажи. Правда, перед этим я еще успела помыть эти окна. В зиму люблю уходить с чистыми окнами.

Наверное, эти первые шаги похожи на преодоление страха чистого листа — страха, который останавливает и творческие, и рабочие процессы. Этот страх противный, плохо осознаваемый. Поэтому для начала я советую вам завести большой ежедневник, куда вы запишете и свои цели, и свои шаги для достижения этих целей. Смелее делайте первый шаг!
6 сентября 2024 г.
Вы любите качаться на качелях? «Да кто же не любит!» — скажет любой. А что, если это не обычные качели: дощечка на веревке — а качели ваших чувств?

Раз — вниз! И ты полон отчаяния и страха. Два — вверх! Отчаяние сменяется надеждой, смелостью и даже дерзостью. И снова то вверх, то вниз, то вверх, то вниз…

Примерно на таких эмоциональных качелях качалась я вместе со своими планами и надеждами с ноября прошлого года. Помните, как мы все любим пошутить в новогоднюю ночь? «Уходящий год был трудным…» Сейчас я чувствую себя человеком, готовым произнести именно эти слова.

Однако мои качели еще не остановились. По инерции я временами хочу впасть в отчаяние, бросить всё и копаться со своими растениями в саду – огороде. А потом волна надежды поднимает меня вверх, и я снова строю смелые планы, планирую дерзкие проекты, открываю новые горизонты.

Я точно знаю, что, если бы 30 лет назад я не пришла получать свое второе высшее психологическое образование, моя жизнь сейчас была бы совсем другой. Возможно, она была бы не менее насыщенной, не менее интересной, не менее эмоциональной.

Но я точно знаю, чего бы в ней не было. В ней не было бы моей уверенности в том,
  • что именно так и должна быть устроена жизнь,
  • что мелкие проблемы и трудности сменяются большими, которые ты снова и снова решаешь в порядке очереди, и это правильно,
  • что качели от отчаяния до восторга и надежды означают мои большие планы и цели,
  • и что до тех пор, пока я качаюсь на них, — я живая. Да, мне трудно, сложно и даже временами страшно. Но жизнь продолжается, и я ищу новые пути и способы жить в соответствии со своими ценностями и смыслами.
Дорогие друзья! Я от всей души поздравляю вас с началом нового учебного года. Желаю вам успешного завершения начатого и смелых начинаний нового дополнительного образования. Это и есть жизнь. Это и есть один из её важнейших смыслов: «Учиться, учиться и учиться». Вы наверняка помните, кому принадлежит эта бессмертная цитата! В.И. Ленину. Ждем вас к нам в гости в новый офис и на наши новые и хорошо знакомые вам проекты!
16 марта 2024 г.
«О! О правах заговорили! У вас еще и обязанности есть!»

Эта фраза припомнилась мне сегодня вечером, когда я размышляла о теме своего нового текста. Тема прав и обязанностей настолько вписана в нашу жизнь, что мы и не вспоминаем о времени, когда за права нужно было бороться, а обязанности адским грузом придавливали многих к земле.

Я, конечно, сейчас говорю о женщинах. Нам, российским женщинам, уже давно не приходится бороться за свои права. Скорее, мы ими стали тяготиться: некоторым очень хочется быть зависимыми, в первую очередь, финансово от мужчин. Но при этом они забывают, что, лишаясь финансовой свободы, женщина лишается и многих других своих прав, которые десятилетиями сначала суфражистки, потом феминистки отстаивали в неравной борьбе с мужским миром.

Знаете ли вы, какое самое главное современное право получили женщины в большинстве развитых стран? Они получили свободу выбора в своем репродуктивном поведении. Одна из социологических теорий – теория предпочтений – утверждает, что в каждом поколении около 20% женщин будут бездетными. Потенциально они могут быть матерями, но их ключевые функции смещены от традиционной роли матери к получению образования и повышению его уровня, к карьерному росту, к профессиональной востребованности.

Согласитесь, женщина, получившая право свободно выбирать, быть или не быть ей женой и матерью, - это совсем не та женщина, которая такого права не имеет. Кстати, некоторые мудрые ученые полагают, что это женское право, эта женская свобода вкупе с контрацептивной революцией и сыграли с нашей деторождаемостью злую шутку.

Печально, но, если женщина решила сделать выбор не в пользу собственного материнства, никакие пособия и капиталы не помогут её в этом переубедить. А что же биологический долг? Ведь женское тело создано природой для вынашивания и рождения ребенка. Человек вовсю развивает искусственный интеллект, но всё еще не придумал способа воспроизводить себе подобных без женского тела…

А вот еще одно право, существующее у нас и обесцененное многими людьми. Право голоса. В России избирательное право женщины получили в 1917 году после Октябрьской революции и могли голосовать с 18 лет. Уже более 100 лет мы неизменно живем с этим правом. А ведь были времена, когда женщина не имела ни права собственности, ни права голоса. Кстати, революционные изменения в России помогли вскоре получить женщинам право голосовать в Европе и Америке — в 1918 и 1920 годах соответственно.

Интересно, что право сохранить собственную фамилию после замужества тоже было не всегда. Сама мысль о том, что женщина не захочет брать фамилию мужа, никому не приходила в голову. В нашей стране СССР в 1926 году был принят новый семейный кодекс, по которому женщина получала право оставлять свою фамилию после заключения брака.

Вы удивитесь, но всего лишь 10 лет назад официальное право носить брюки получили француженки — лишь 1 февраля 2013 года. До этого существовал и не был отменен закон 1800 года, который гласил, что любая дама, которая желала одеваться по мужской моде, обязана была явиться в полицейский участок за разрешением. А вы, ваши мамы или бабушки носили брюки до 2013 года?

Ну и надо напомнить, что есть страны, где женщина до сих пор не имеет права водить автомобиль. Это Саудовская Аравия. Да! И в Ватикане женщины не имеют права голоса и, вероятно, никогда его не будут иметь, ведь кардиналом может быть только мужчина…

Вот такой маленький экскурс в истории женских прав и свобод может помочь нам задуматься о том, так ли хорошо сбрасывать с себя ответственность и передавать свои права мужчинам, пусть любимым нами, но все-таки другим людям.

Кстати, как вы думаете, будет ли когда-нибудь в нашей стране Президент женщина? Ведь есть у России опыт трех императриц. «Век золотой Екатерины» вошел в историю как время расширения и упрочения Российской империи. Иногда я думаю, что лет через …надцать сильная женщина могла бы встать во главе нашего государства. Только вот есть одна проблема — её кто-то должен родить! Может быть, ваша дочка или внучка? Которых придется родить вам или вашей дочери…
2 марта 2024 г.
«Жили-были дед и баба. И была у них курочка Ряба…» Каждому из нас с раннего детства знакомы эти слова. Нам их тысячу раз читали, двести тысяч раз рассказывали, кажется, что даже в глубокой деменции невозможно забыть эту старую русскую сказку. Да, забыть невозможно, если только мы её знали. Но оказывается, современные дети могут её не знать.

Мои самые сильные переживания прошедшего месяца – об обнаруженной потере нашего культурного кода у современной молодежи…

Читая студентам лекцию по психологии семьи, рассказываю о том, что нашему менталитету присуще ожидание чудесной встречи со своей второй половинкой. Говорю о том, что мы годами ждем этой встречи, обещающей нам долгожданное счастье, что об этом наша литература, кино, искусство в целом. А на моей презентации в это время слайд, на котором две фотографии из отечественных фильмов: «Ирония судьбы» и «Москва слезам не верит».

По напряженным или равнодушным лицам студентов я вдруг понимаю, что они не узнают этих кадров. Спрашиваю: «Узнали фильмы?» Они дружно машут головами: «Нет!» Я удивлена и разочарована: «Вы что же не смотрели этих фильмов?»

— Нет!

— Не смотрели «Иронию судьбы»??? «Москва слезам не верит»???

— Нет, — они отвечают так спокойно, как будто факт незнания ими этих отечественных шедевров не имеет никакого значения для них и не должен иметь значения для меня…

В ответ на мое возмущение одна студентка безапелляционно заявляет, обобщая за всё свое поколение: «Нам не нравится эстетика советских фильмов»… Я теряюсь и от того, что мне трудно подобрать слова в защиту отечественной культуры, и от того, что сама ситуация мне кажется абсурдной, невозможной…

Когда на следующий день я жалуюсь моим молодым коллегам, одна из них рассказывает ту самую историю, которую я привела вначале: «Чему вы удивляетесь! Дети теперь Курочку Рябу не знают!»

Итак, мы действительно практически потеряли наш культурный код. А ведь он лежит в основе нашего взаимодействия с миром и людьми.

Лет 20 назад одна студентка попросила меня проконсультировать её по поводу отношений с её мужем. Оказалось, что она вышла замуж за болгарина. «И всё бы было хорошо, — рассказывала она, — но мне с ним ужасно скучно. Он вообще не понимает наших шуток, не читал наших книг, не смотрел наших фильмов. Он не смеется, когда смеюсь я. Когда я говорю ему: «Семен Семеныч!..» — он отвечает, что его зовут по-другому. Что мне теперь делать?..»

Так что же такое культурный код?

Одно из определений звучит так: «культурный код – это сложная и многогранная концепция, объединяющая в себе набор символов, норм, ценностей и традиций, которые характеризуют определенную культуру или сообщество. Он представляет собой некий язык, позволяющий людям взаимодействовать и находить общий язык внутри этой культуры. Культурный код пронизывает различные аспекты жизни – от языка и речи до обычаев, религии, искусства и повседневной жизни. Он формируется в результате исторического развития и сохраняется в коллективной памяти культуры, передаваясь из поколения в поколение. Основой культурного кода являются ценности, которые определяют личность и индивидуальность каждого человека в рамках данной культуры».

Именно по культурному коду мы идентифицируем своих и определяем чужих. Через знакомые нам слова, выражения, образы, понятия мы чувствуем: этот человек близок мне, он понимает меня, мы говорим на одном языке. Если чей-то культурный код нам чужд, то мы рискуем никогда не понять друг друга… Идея мультикультуральности, существующая в том числе и в психотерапии, когда-то казалась правильной: давайте принимать и понимать друг друга, даже если у нас абсолютно разный культурный код. Наверное, в психотерапии это частично возможно. Но как быть в близких отношениях? Как обходиться с символами? Метафорами? Сказками? Национальными мифами? Традициями? От своих знакомых и клиентов знаю, что если в межнациональном браке супруги не могут найти общих точек культурного пересечения, то живется им в семье ой как непросто...

Чтобы не разорвать связь поколений, мы должны нести своим детям и внукам, ученикам и студентам наш культурный код. Даже если они этому сопротивляются. Лично я буду это делать, пока дышу.

А у нашей курочки Рябы тем временем появились цыплятки… Жизнь продолжается. С началом весны, дорогие друзья!
1 февраля 2024 г.
Дорогие друзья! Январь уже позади. Праздники помогают этому месяцу пролететь очень быстро. Добавьте к этому ощущению студенческую сессию, проверку курсовых и дипломных работ, зачеты и экзамены — словом, всё, что сопровождает жизнь преподавателя. И вы поймете, как быстро он для нас промчался.

Ушедший месяц был непростым. Мы пытались найти новый дом. Не сразу, но это получилось. Стресс бездомья еще дает о себе знать тревогой, неуверенностью, бессонницей и остатками отчаяния. Но я верю, что и я, и все мои любимые коллеги найдем силы справиться с этим жизненным вызовом. Ведь жизнь продолжается!

А как вы ощущаете, что ваша жизнь не кончилась, что впереди весна, а затем и лето?

Мои чувства по-крестьянски просты. День стал прибывать, а я начала сажать рассаду. У нас есть небольшой огород, хотя не всем он кажется небольшим. И среди обязательных посадок у меня острый перец. Раньше я сажала до 90 разных сортов острого перца. Я много что знаю о том, как измеряется острота перца, кстати, в сковиллах. Знаю, что самый острый на свете перец имеет около 3 млн. сковилл, и называется он тринидад. Но с некоторых пор я перестала его есть, хотя не перестала любить. В прошлом году я попробовала новый рецепт для острого перца: перчики, фаршированные творожным сыром с зеленью в масле. Попробовав эти перчинки, я стала навеки поклонницей этого рецепта. Поэтому на окошке под лампами уже стоят горшочки с семенами острого Хулигана Халапеньо, ведь острота этого перца называется теплой. Он не обжигает, а согревает. И посадить его нужно обязательно до конца января! Иначе он не успеет вызреть.

И еще один признак жизни появился в моем зимнем саду. Да-да! Вы видите его на фотографии! Курочка породы черная брама по имени Зернышко посажена на яйца! С упорством, достойным уважения, она весь январь не вылезала из гнезда. Мы вытаскивали из-под нее яйцо, а она снова и снова неслась и садилась. Стало понятно, что сработал материнский инстинкт.

И вот, посовещавшись, мы решили переселить её в зимний сад и дать-таки ей попробовать высидеть цыплят. Я набрала инкубационное яйцо, отобрала 11 штук. Мы постелили свежее сено в большой короб и поставили его в доме. Здесь тепло и сухо. Впереди 21 день инкубации, а там посмотрим… Наверняка кто-то вылупится. Пусть поживут пока в сухости и тепле. Цыплята очень уязвимые, не любят холода и сырости. Но к лету им будет уже три месяца, а таких можно выпускать на улицу.

Итак, жизнь продолжается в посадке новых растений, в курочке, севшей на яйца, в прибывающем дне, в оседающем снеге… И хотя февральские метели еще впереди, а март наверняка заявит о себе весенними морозами, жизнь зародилась и в нашем новом офисе по улице Матросская Тишина.

За окнами нашего нового дома удивительно тихо и спокойно. Изредка простучит трамвай. Высоченные деревья напротив радуют будущей зеленью. Зал для проведения групп светлый, большой и вместительный. Из крана всегда течет горячая вода. Охранники, которых мы так боялись, приветствуют нас улыбками. И я думаю: «Пусть всё будет так. Поживем – увидим…»
31 декабря 2023 г.
Новый год уже на пороге. Но расставаясь со старым годом, нельзя не вспомнить всё самое хорошее и важное, что произошло в уходящем году.

В нашей семье принято, садясь за новогодний стол, сначала провожать старый год и благодарить его за новый опыт, за успехи и достижения, за открытия и осознания.

Этот год для ВШПК был не самым простым, но и не самым сложным. Мы открывали новые программы, продолжали обучать наших слушателей психологическому консультированию, побывали в нашем Карельском семейном лагере, обустроили новую столовую и переодели два любимых диванчика, провели первую онлайн-конференцию по психологическому здоровью, простились с помещением на Ткацкой, где прожили целых 12 лет…

Я верю и надеюсь, что наступающий год принесёт нам благополучие и радость, творческие и профессиональные успехи, познакомит с нами новых студентов и клиентов, подарит нам новый уютный и красивый дом… По крайней мере, мы всей нашей командой собираемся многое для этого сделать!

Дорогие друзья и коллеги!

Я от всей души поздравляю вас с Новым 2024 годом! Желаю вам и вашим близким крепкого здоровья, успехов в различных сферах вашей жизни, радости и счастья, новых научных открытий и практических свершений!

Пусть сбываются мечты! Пусть небо будет мирным! Пусть люди будут здоровыми и счастливыми!

Всегда любящая вас Елена Мартынова.
1 декабря 2023 г.
С наступлением зимы, дорогие коллеги и друзья!

В последний месяц этого года мы обычно подводим итоги и строим планы на будущее. Я ожидаю наступления нового 2024 года с особым трепетом. Если вы слышали о теории поколений Штрауса и Хоува (Хау), вы меня поймете.

Идея этой теории заключается в том, что каждые двадцать лет меняется не только поколение, но и кое-что другое. Исследуя американское общество, модели поведения людей и их ценности, авторы обнаружили удивительную цикличность. Оказалось, что примерно за 80-90 лет с самых древних времен и по сей день четыре поколения сменяют друг друга. При этом отличаются друг от друга не только люди, рожденные в определенные двадцать лет, но кардинально отличаются и события, происходящие в эти годы, и общий настрой, который этим событиям сопутствует.

Конечно, идея сильных и слабых поколений не нова, она встречается в самых древних литературных источниках. Кроме того, оказалось, что изменения поколений относятся не только к американскому обществу, но и ко всем развитым странам, а значит, и к России. Однако особенно мне нравится в этой теории идея цикличности поколений как смены времен года. Сначала наступает весна - это время подъема и перемен, время высоких достижений и оптимизма. За весной идет лето. Лето – время стабильности, уверенности, но и штормов, гроз, ураганов и сильных ветров. Приходит осень и приносит с собой изменения. Сначала красивые, как многоцветный осенний лес, а потом листва опадает, затягивают нудные дожди, убывает день, слякоть, грязь, промозглый холод… С наступлением зимы особенно ценными становятся тепло и съестные запасы. Если вы живете в широтах, где ярко проявляется сезонность, важно жить по правилам: одеваться тепло, терпеть и экономить.

Если переложить это описание времен года на общественную жизнь, то весна – это пробуждение, лето – подъем, осень – спад, зима – кризис. Кризис рождает активистов, подъем порождает приспособленцев, пробуждение вызывает к жизни идеалистов, ну, а во время спада появляются циники.

И так, год за годом, два десятилетия за двумя десятилетиями, поколения и времена года в нашей социальной жизни сменяют друг друга.

Ну, а теперь самое главное. Итак, 1923–1943 годы – зима. 1944–1963 – весна. 1964–1983 – лето. 1984–2003 — осень. 2004–2023 — зима. 2024 - … снова весна!

Теперь вы догадались, почему я с таким нетерпением жду начала нового года?!

Я родилась в 1964 году. Лето. Я ощущала свое детство как время стабильности. Хотя оно тоже не обошлось без природных и социальных катаклизмов. Но все они были характерными для этого времени года. Моя юность пришлась на осень. Как сначала было красиво! С какой надеждой мы смотрели на Перестройку. И даже не поняли, как оказались в самом диком капитализме: приходилось отчаянно крутиться, чтобы выжить и накормить детей. Зима поначалу тоже была вполне симпатичной. Как будто появилось ощущение стабильности, новая профессия давала возможность зарабатывать и даже немного путешествовать. Но морозы усиливались, уровень жизни падал, росли цены, доллар, количество работы не уменьшалось, в отличие от сил, необходимых для неё… Конец зимы для меня стал очень сложным временем. Грядут перемены. Наверняка они будут разными. Что-то будет хорошо, а что-то - не очень. Но многое будет по-другому.

И самым поддерживающим для нас всех в эти последние дни уходящего года пусть станут знакомые всем стихи Юрия Левитанского:

— Что происходит на свете? — А просто зима.
— Просто зима, полагаете вы? — Полагаю.
Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
в ваши уснувшие ранней порою дома.
— Что же за всем этим будет? — А будет январь.
— Будет январь, вы считаете? — Да, я считаю.
Я ведь давно эту белую книгу читаю,
этот, с картинками вьюги, старинный букварь.
— Чем же все это окончится? — Будет апрель.
— Будет апрель, вы уверены? — Да, я уверен.
Я уже слышал, и слух этот мною проверен,
будто бы в роще сегодня звенела свирель.
— Что же из этого следует? — Следует жить,
шить сарафаны и легкие платья из ситца.
— Вы полагаете, все это будет носиться?
— Я полагаю, что все это следует шить.
— Следует шить, ибо сколько вьюге ни кружить,
недолговечны ее кабала и опала.
— Так разрешите же в честь новогоднего бала
руку на танец, сударыня, вам предложить!
— Месяц — серебряный шар со свечою внутри,
и карнавальные маски — по кругу, по кругу!
— Вальс начинается. Дайте ж, сударыня, руку,
и — раз-два-три,
раз-два-три,
раз-два-три,
раз-два-три!..
7 ноября 2023 г.

Знаете ли вы, что ноябрь — это самый пасмурный месяц в году? В среднем, по статистике в ноябре бывает всего 5-6 солнечных дней. Ну, а что же остальные дни? Сумрачные, ненастные, дождливые или сумрачные, ненастные, снежные и даже морозные. В ноябре многих из нас накрывает осенняя хандра. Хочется к теплому морю, погреться под солнечными лучами. Или укрыться теплым пледом, вытянуть ноги у камина или положить их на преданную большую собаку, лежащую подле тебя, и, прихлебывая горячий чай (кофе, какао, глинтвейн – выберите сами, что вам нравится), смотреть на языки пламени, пожирающие поленья… Романтично, ничего не скажешь.

Вот только у большинства людей не получается делать ни того, ни другого. Рано утром надо вставать, а за окнами все еще темень. Под моросящим дождем или мокрым снегом трястись в общественном транспорте, а еще хуже - идти пешком. Хмурые лица не выспавшихся людей тоже не располагают к хорошему настроению. Особенно, когда случайно в витрине или окне поезда вы увидите выражение своего лица, по настроению ничем не отличающееся от всех, кто едет, идет, дремлет рядом… И хандра с новой силой обрушивается на нас. «Как всё это надоело… Ничего не хочу… Зачем мне все это надо?..» — эти и подобные мысли означают, что вы попали в свою депрессивную долю. Что это значит?

Идея о том, что человеческая личность неоднородна, что она состоит из разнообразных частей, выдвигалась многими психологами в том или ином виде. В этой теории, объясненной самыми простыми словами, важно то, что наряду с депрессивной, тревожной, агрессивной, импульсивной, болезненной и другими частями, в нас обязательно есть и противоположные части: оптимистичная, здоровая, веселая, разумная, смелая и подобные им. Важно найти доступ к ним, уметь вызывать их к жизни, удерживаться в них, несмотря на внешние обстоятельства. Значит, каждый из нас может так или иначе вместо хандры организовать себе хорошее настроение даже в ноябре — самом пасмурном месяце в году.

Совсем недавно одна моя клиентка сказала: «В этом году я не буду наряжать елку. Настроение не то. Совсем нет никаких праздничных предчувствий».

— Ни в коем случае! — воскликнула я. — Наоборот! Надо наряжать елку, украшать дом так, как, может быть, еще ни разу не украшала. Выбирать и покупать новогодние подарки. Придумать себе новогодний наряд, обязательно новый! Всё это поможет создать праздничное новогоднее настроение и удерживаться в нем, несмотря на пасмурное предзимье.

— Может быть, я украшу дом еловыми ветками? «Или куплю маленькую живую елочку?» —робко спросила она, продолжая находиться в своей печальной части.

— А радость от еловых веток может сравниться с радостью от большой живой елки? К тому же украшенной твоими любимыми елочными игрушками?! Нет! — подвела я итог.

Дальше мы поговорили о том, что в серые холодные дни ни в коем случае нельзя поддаваться ноябрьской хандре. И сейчас самое время поднять себе настроение, включившись в предновогоднюю суету. А потом я заметила, как радостная улыбка и предчувствие праздника озарили лицо моей собеседницы…

Итак, свое плохое настроение можно и нужно улучшать всеми доступными вам способами. Во-первых, нужно вспомнить, что вас радует. Во-вторых, добавить это в свою жизнь. В-третьих, следить за тем, чтобы радостное не терялось, сохранять его даже волевыми усилиями.

На прошлой неделе болезнь уложила меня в постель на целых 5 дней. Небывалый случай. Больная спина не давала шевелиться, каждый поворот тела вызывал сильную боль. Мне оставалось только отдаться судьбе. И в какой-то момент по телевизору начался мой любимый новогодний фильм «Чародеи». Можно было не смотреть его, тем более что, я знаю его наизусть. Но я была твердо уверена в том, что просмотр фильма улучшит мое настроение. Так и произошло. Уже на следующий день я смогла потихоньку вставать с постели.

Легко поддаваться плохому настроению. Гораздо труднее бороться с ним. Еще сложнее улучшать свое настроение осознанно: любимыми фильмами и музыкой, приятными делами и общением, радостной подготовкой к праздникам. Дарите себе праздники, и вы обязательно заметите, как они улучшают ваше настроение, ваши будни, вашу жизнь.
23 октября 2023 г.
Сегодня день рождения моего отца. Ему исполнилось бы 82 года. Но уже 6 лет его нет с нами. Папа обладал отменным здоровьем, занимался спортом, был силен и вынослив. Но неумение беречь себя, работа до изнеможения, а также дурные привычки не подарили ему долголетия. Я все еще скучаю по нему… Именно личность моего отца оказала огромное влияние на становление моего характера.

Я часто задавала себе вопрос: как мальчишка из южноуральской деревни, выросший без отца в голодное послевоенное время, спавший с обнимку с поросенком под кроватью, потому что на кровати мать спала с младшим и страшим братьями, учившийся в сельской школе, а потом в горном техникуме, — как он стал тем, кем он стал? Он закончил военное училище и военную Академию с золотыми медалями, служил военным штурманом, был полковником, преподавателем Академии им. Ю.А. Гагарина, заместителем начальника кафедры, защитил диссертацию, писал секретные учебники. Он разбирался в любых математических и физических задачах, мог починить и собрать любой прибор, он умел всё: делать ремонт и водить машину, лепить пельмени и манты, заплетать мне косы и чертить плакаты для защиты моей диссертации… В 60 лет он еще крутил подъем – переворот на брусьях! Ответ у меня только один: мой отец — самородок.

Конечно, у него были недостатки. В детстве мне иногда казалось, что он слишком строг, в чем-то несправедлив, вспыльчив и даже жесток. Но сейчас я вижу его личность целостной, и теперь он мне представляется самым лучшим отцом на свете.

Отец всегда был готов помочь нам, детям. Если я не могла решить пример по алгебре, я шла к нему с вопросом. «Как ты решала? Принеси черновик» — говорил папа. И если у меня не было черновика, я возвращалась за свой письменный стол. Если я приносила ему исписанные листы черновиков, то он, бегло взглянув на них, говорил: «У тебя тут есть ошибка. Иди поищи». Часто он, стоя за моей спиной, когда я делала уроки, предлагал мне: «А ты знаешь, эту задачу можно решить другим способом. Давай покажу!». Я не хотела, сопротивлялась. Но отец настаивал и объяснял-таки мне другие способы, которых не изучают в школе. Может, поэтому я щелкала как орехи любые задачи по математике и физике?

Для отца очень важными были наши школьные и внешкольные успехи. Однажды у нас были лыжные соревнования. Я уже училась в 9 классе. Мы бежали 3 км. Я хорошо бегала на лыжах. А у папы по лыжам был спортивный разряд. Он предложил мне: «Давай сделаем так. Ты побежишь как можно лучше. А в конце трассы я выйду перед тобой на лыжню, побегу, а ты за мной. Вот увидишь – прибежишь первой!» Мы так и сделали.

Я (а у меня уже был тогда первый юношеский разряд) изо всех сил пробежала два километра и даже обогнала пару своих обычных соперниц. Я и сейчас вижу перед собой эту картинку… Впереди метрах в пятидесяти папа в своем синем свитере и пестрой шапочке с помпоном выходит из-за дерева и встает на лыжню. «Лена! Догоняй!» — кричит он мне. И мы мчимся по заснеженному лесу. Я вижу его далеко перед собой и изо всех сил налегаю на палки. Мне надо во что бы то ни стало догнать его. Ну, если не догнать, то не отстать. Вокруг родной хвойный лес. Я тяжело дышу морозным воздухом и слышу, как отчаянно быстро бьется мое сердце.

На финише мое время оказывается самым лучшим. Я получаю второй взрослый разряд. А вечером папа радуется вместе со мной этому успеху.

Я могла бы бесконечно много рассказывать о своем отце. Я благодарна ему за такие свои качества, как ум и любопытство, желание всё знать и уметь делать своими руками, щедрость и гигантизм, уважение к старикам и любовь к детям, выносливость и трудолюбие, любовь к земле, природе и ветру в лицо, ответственность и честность, словом, почти все мои лучшие качества — это проросшие зерна, посаженные моим отцом.

«Лена, догоняй!» —эти слова определили и мой жизненный путь, и скорость, с которой я живу, и стратегию моей жизни. «Папа, я догоняю!..»
9 октября 2023 г.

В доме каждого человека есть комнаты или уголки, которые ему особенно приятны. Люди с особой любовью обустраивают их: тщательно выбирают цвета и фактуры, мебель и ткани, подбирают аксессуары.

Функции любимых уголков могут быть разными. Кто-то заботится о спальне или кабинете, другие обустраивают гостиную или кухню, зимний сад или библиотеку. Иногда человек по разным причинам никак не может порадовать себя ремонтом или устройством какого-то места в доме. И тогда он мечтает о нем… Так мечтала и я. Начну немного издалека.

В нашем доме достаточно недоделок, хотя в сентябре исполнилось 10 лет, как мы переехали в него из квартиры. Дом был достроен, но не отделан. И все эти годы мы метр за метром, комната за комнатой, уголок за уголком обустраивали его. Назначали комнатам функции, и под эти функции строили, красили, клеили, собирали, вешали, ставили…

Временами функции комнат менялись. Например, то, что должно было стать зимним садом, превратилось в оранжерею. Кстати, я не сразу это поняла. Оказывается, зимний сад — это любая жилая комната, где много цветов. У нас то, что я считала зимним садом, не было жилой комнатой для человека, там жили только комнатные растения. Все попытки превратить эту комнату в жилую не увенчались успехом. Цветов было так много, что они вытесняли всех. Ну кроме, пожалуй, парочки попугаев. Когда стало понятно, что жить здесь никто не будет, мы признали, что это оранжерея. Провели туда воду, поставили раковину и столешницу. Вероятно, именно мне как любительнице комнатных растений нужна была оранжерея. Ведь в зимнем саду надо было просто сидеть и читать книгу, а я хотела разводить и пересаживать цветы.

Когда дом был на этапе фундамента, я мечтала о патио. Хотелось, как в фильмах, выйти утром с чашкой кофе на улицу, сесть на плетеный диванчик, поставить кофе на маленький столик, под ногами увидеть каменную кладку, зажмуриться от яркого солнца и голубого неба…

Первым мои мечты развеял папа: «Лена! Какое патио?! Мы живем на севере. Только представь, сколько снега здесь у тебя будет зимой!», – и заложил веранду. К слову, в первую же зиму я убедилась, что он был прав. Ни о каком патио не могло быть и речи. В метели снега наметало так много, что его приходилось счищать с пола лопатой, метла не справлялась.

«Хорошо, пусть будет веранда, — наконец согласилась я. — Но хочу окна в пол, камин и мягкие диваны, чтобы сидеть на них с чашкой глинтвейна и смотреть, как за окном падает снег». Так было до сегодняшнего дня.

Утром, обмениваясь с соседкой (я ей острый перчик в горшке, она мне картошку для курочек), я зашла к ним во двор. «А это у нас летняя кухня, — показала она на небольшой домик. — Раньше была беседка, но потом стало понятно, что мы там не сидим: холодно и ветрено. А дома кухня как в деревенском доме: и себе варишь, и курам, и заготовки делаешь, и семена сушишь… Решили сделать летнюю кухню. Я здесь с мая по октябрь. Газ из баллона, горячая вода из небольшого бойлера. Я здесь и консервы кручу, и, если надо, сварю что-то». Я осмотрела небольшое помещение метров 12 кв. Здесь было все, что нужно на кухне. А еще домик имел двери и крышу, а значит, защитит от дождя и ветра. Вот она какая — летняя кухня! Раньше мне она представлялась открытой печкой в огороде, как у бабушки в деревне на Урале.

И вдруг я поняла, что подобная летняя кухня — это то, что должно появиться там, где я мечтала возлежать на мягком диване с бокалом горячего глинтвейна… «Ведь я же лежу только, когда болею. Я не буду там ни лежать, ни смотреть на падающий снег, ни отдыхать, просто потому что я этого обычно не делаю. Я другой человек. А вот летняя кухня, куда сразу из сада можно занести ягоды и овощи, где можно поставить в ряд пару включенных сушилок для яблок, где легко сварить курочкам картофельные очистки, — вот что мне нужно!»

Я поняла, что всегда мечтала оборудовать место для отдыха. А мне нужно было удобное место для работы. Кухня не представлялась мне местом для моей работы, хотя каждое лето и осень я превращаюсь в работника консервной фабрики. Я люблю консервировать новые или необычные заготовки. Но никогда не думала об этом, как о своей работе. Работой для меня является мой кабинет, который оборудован для приема клиентов, имеет большой письменный стол, высокие стеллажи с профессиональной литературой. Я люблю свой кабинет и обустраиваю его. Но оказывается, в доме есть немало мест, где мы работаем. И позаботиться о них — тоже наша задача. К слову, на этой летней кухне я обязательно зимой буду пить кофе или глинтвейн и смотреть, как падает за окном снег. В перерывах между работой…
29 сентября 2023 г.

Знаете ли вы, что долгое время считалось, что у взрослого человека психические процессы протекают не так интенсивно, как у детей? Когда-то учёные были уверены, что учиться может только ребёнок или юноша, взрослому же обучение недоступно, да и не нужно.

«Взрослость человека, — утверждал швейцарский психолог Э. Клапаред, — равносильна остановке в развитии, окаменению; цель детства — отодвинуть как можно дальше минуту, когда наше существо перестанет развиваться, когда оно застывает, принимает определенную форму, подобно куску железа, остужённому кузнецом». До 20-х годов ХХ века считалось, что обучаемость взрослых значительно ниже, чем у детей.

Однако постепенно исследования опровергли этот взгляд. Действительно, кривая способности человека к обучению спадает с 22 до 45 лет, но спадает очень медленно, а уровень интеллекта не влияет на скорость падения. Люди и с высоким, и с низким интеллектом теряют способности к обучению примерно одинаково. Отчего же тогда нам, взрослым, действительно становится труднее учиться?

Во-первых, мы начинаем хуже учиться из-за изменения, увы, не в лучшую сторону, общего состояния здоровья. С возрастом мы всё сильнее замечаем, как уменьшается количество жизненной энергии: становится меньше сил, растет важность баланса сна, отдыха и работы, отсутствие регулярной физической нагрузки ослабляет мышцы, начинаются возрастные изменения и даже появляются хронические болезни…

Во-вторых, изменяется содержание мотивационно-потребностной сферы личности: объективная и субъективная потребность в знаниях уменьшается, а возможность применения новых знаний на практике снижается и даже может полностью отсутствовать. И все-таки современные исследования утверждают: взрослый человек может мыслить, творить, учиться и изменяться до глубокой старости.

Так почему же для многих взрослых этот процесс так сложен? Психологи считают, что трудности вызывают перерывы в учении. А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия пишут о том, что тормозом умственного развития является длительное отсутствие обучения. Вот почему школьникам так трудно вливаться в учебу после длинных каникул. По этой же причине взрослым так сложно решиться начать повышать квалификацию или обучаться новой профессиональной деятельности.

Я хорошо помню, как вместе со своим коллегой и приятелем шла подавать документы в институт, чтобы получать второе высшее образование. Был чудесный майский день, совершенно не располагавший к зубрежке и написанию контрольных работ. Решение учиться было принято, но до института надо было дойти! Всю дорогу мы обсуждали, что нас ждут лекции, семинары, курсовые работы, экзамены… И это будет продолжаться целых три года!!! То он, то я останавливались и предлагали друг другу остановиться, передумать, вернуться домой и забыть об этом решении как о страшном сне! Но хорошо, что лень и страх нападали на нас по очереди. Так подбадривая друг друга: «Ну, мы же решили!», мы всё-таки добрались до приемной комиссии. Но я до сих пор помню то своё сопротивление началу чего-то нового, точнее, хорошо забытого старого — навыку учиться.

С тех пор я не переставала учиться ни на один день.

Существуют разные способы учиться. Есть целенаправленное организованное обучение, когда вы идете на какие-то курсы или поступаете в институт. Там уже создана программа обучения, есть преподаватели, ваши знания контролируют и оценивают. Второй способ – это самообразование. Оно тоже предполагает наличие плана обучения, только составляете вы его сами. Это изучение литературы и других материалов, освоение практических навыков, преподавателем для себя вы становитесь сами, и сами себя же контролируете. Наконец, есть самостоятельная работа с книгой. Это обучение также имеет определенную цель, например, разобраться в философии Канта. И тогда вы погружаетесь в научный материал, разбираетесь в нем для самого себя, а результатом обучения становится ваше понимание теорий и методов самых разных наук и искусств.

И самое важное, о чем нужно помнить: всякий раз, когда вы начинаете учиться любым способом, — вы строите свое будущее. Дерзайте!
16 сентября 2023 г.

Одним из самых распространенных заблуждений человека является его желание быть хорошим для всех. В детстве нам кажется, что быть хорошим очень легко: стоит только слушаться взрослых, не обижать друзей, радовать маму и папу. Но уже в школе маленький человек с удивлением обнаруживает, что при всех его стараниях и достоинствах находятся люди, которым он не нравится. Сосед по парте все время подбрасывает в портфель огрызки и фантики. Учительница никогда не улыбнется и всегда найдет помарки в тетрадке. Тренер не просто не похвалит, а еще и отругает за то, что легко прощает другим ребятам.

Чем старше мы становимся, чем активнее разрастается круг знакомых нам людей, тем больше появляется вокруг нас недоброжелателей и даже врагов. И дети, и взрослые очень страдают, узнавая, что у них есть враги, что кто-то их недолюбливает, а иногда отчаянно ненавидит. «Что же я ему сделал?» — снова и снова задает себе вопрос человек, обнаруживший недругов. Иногда мы действительно кого-то обижаем, случайно или намеренно наносим кому-либо вред. Но часто за чужой ненавистью нет никаких наших проступков. Нас ненавидят просто потому, что мы вот такие: красивые или успешные, обладающие способностями или активные, умные или добрые, обаятельные или богатые, смелые или щедрые. Словом, любое наше качество, даже самое обычное, может стать для кого-то предметом ненависти.

Так что же такое ненависть? Мне нравится определение ненависти, которое я услышала много лет назад от одного психолога. «Вы думаете, что ненависть — это антипод любви? Нет! Ненависть — это и есть любовь, только любовь со знаком минус. ЛЮБОВЬ К ТОМУ, ЧЕГО НЕТ». Получается, мы начинаем ненавидеть человека за то, что он не дает нам того, что нам от него нужно. Именно поэтому так легко ненависть переходит в любовь и наоборот. «От любви до ненависти один шаг», — гласит народная мудрость.

Вот ждет женщина от мужчины любви и заботы, не получает их, а потом узнает, что он всё это отдает другой женщине. Любовь тут же поменяет свой знак на минус. Но стоит ему обратить своё внимание в её сторону, как, скорее всего, ненависть снова сменится любовью.

Многие родители знают, как сильно может злиться на них ребенок: не купили игрушку, отобрали телефон, заставляют делать уроки, не пускают гулять, наконец, не любят так сильно, как ему хочется. Ну разве это не похоже на ненависть? Очень похоже. Но как только родитель сменит гнев на милость, в сердце ребенка снова тепло и радость. Вероятно, наши детские обиды на родителей, прежде всего, связаны с дисбалансом: давали не столько, сколько мы хотели, и не то, что нам было надо.

А за что можно ненавидеть своего психотерапевта или психолога-консультанта? Например, за то, что не хочет, не может и не должен дружить с клиентом; что не пускает его в свою жизнь; что не выстраивает с ним близких отношений. За то, что не оправдывает возложенных на него надежд. За то, что похож на человека, которого клиент когда-то безответно любил: родителя, давнего друга, учителя… Да мало ли на кого можно оказаться похожим…

Чем больше мы ожидаем от человека, чем выше мы его поднимаем на пьедестал, чем сильнее идеализируем, тем выше риск разозлиться на него, разочароваться в нем, возненавидеть его на всю оставшуюся жизнь… И наоборот: чем больше ожидают от нас, тем сильнее нас потом ненавидят.

Так стоит ли бояться ненависти? А может надо учиться относиться к ней мудро и спокойно? Жизнь показывает, что слабые часто ненавидят сильных, бедные — богатых, ленивые — деятельных, бездари — талантливых, глупые — умных. Ненавидят. Или любят то, чего в них нет…

1 сентября 2023 года

Дорогие коллеги и друзья! От всей души поздравляю вас с новым учебным годом!

Желаю вам немеркнущего интереса к новым знаниям, неугасающей пытливости ума, творческих и эмоциональных сил для учения, исследования и познания мира и человека.

Помните, что без новой сложной информации наш мозг скучает и атрофируется; что учиться и развиваться это практически одно и то же.

Пусть обучение приносит вам и вашим близким новые открытия, высокие результаты, хорошие оценки и много радости.

Труд и терпение - вот слагаемые достижений в учебе, науке и технике.
И, конечно, пусть рядом с вами всегда будут самые лучшие Учителя!
30 августа 2023 года

Одна из моих клиенток, успешно реализующая себя в бизнесе, недавно пожаловалась, что не может найти работников в своё кафе. «Представляете! Взяли молодую девушку, учили её две недели, ей завтра выходить первый раз самостоятельно, а она утром звонит, что не придет. «Как же так?!» – спрашиваю. А она отвечает: «Я поняла, что это не моё…»

«Скажите, — спрашивает меня женщина, — а в других отраслях как дела с работниками?». И я вспоминаю, что в нашем поселке объявления о нехватке учителей в школе разместили в сети Вконтакте… Пожилые учителя - пенсионеры работают не ради прибавки к пенсии и не потому, что полны сил, а еще и потому, что в школу не идут работать молодые выпускники вузов.

Молодежь больше не хочет трудиться «на дядю», не хочет работать «от звонка до звонка», не хочет получать небольшие, но стабильные деньги за несложную деятельность. Молодые хотят развиваться, работать на себя, быть занятыми тогда, когда они сами этого хотят, и тем, чем они сами хотят…

Психологи (д.пс.н. Елена Сапогова) заговорили о новом феномене со сложным и непривычным для русского уха названием – ПРЕКАРНОСТЬ. Что же это за зверь такой?

Под прекарностью понимают неопределенное, ненадежное, непрочное существование современного человека. Это неукоренность в быту и социальной жизни, например, отсутствие дома, жизнь в хостеле, постоянные путешествия; экономическая неустроенность — нестабильные заработки и временная работа; ситуативные импульсивные отношения и тяготение к автономии.

Нежелание трудиться на постоянной работе — один из важных признаков прекарности. Деятельность, по мнению прекарных личностей, должна быть психологически и физически не затратна. Всё, что вызывает напряжение, обзывается скучным и немедленно прекращается. Но, пожалуй, самым страшным для меня в этом феномене является отсутствие у этих людей выстроенной жизненной перспективы. Они не знают и не хотят знать, зачем они живут. Их сегодняшние поступки, мысли, передвижения, отношения никак не связаны с их жизненной перспективой, возникают случайно и не предполагают продолжения. Они не способны строить и поддерживать долгосрочные отношения как в паре, так и в группе. Они безжалостно растрачивают время своей жизни в погоне за мимолётными удовольствиями. Им глубоко безразличны социальные и гражданские проблемы.

Исследователи говорят, что большая часть этих характеристик встречается в описаниях поколения миллениалов. Тем не менее, современный прекариат социально очень разный: безработные, сезонные рабочие, трудовые мигранты, фрилансеры, самозанятые, студенты, стажеры, преподаватели, работающие по краткосрочным контрактам, представители творческих профессий и другие…

Прекарность может быть вынужденной, если вы потеряли работу, дом, страну… А может быть выбранной добровольно. И для молодежи за этим осознанным выбором стоит стремление к свободе, возможность постоянного развития и общения, сменяющие друг друга эмоциональные впечатления, желание самостоятельно регулировать занятость и режим работы, «серые» заработки, непрерывные путешествия, интерес к новым занятиям и местам.

Но психологи называют все эти мотивировки (не мотивы!) самооправданием, потому что за ними лежат всё те же общемировые социально-экономические условия, определяющие за нас вроде как бы «наш» выбор. По некоторым данным, доля прекариата в большинстве современных стран составляет от 30 до 60%. Только представьте себе! Половина людей живут без устойчивой жизненной перспективы, не укореняются в стране, где родились и выросли, не работают постоянно, не строят и не хотят строить долгосрочных отношений, подразумевающих создание семьи и рождение детей…

Не знаю, как вам, а мне страшно… «Что же делать?» – спросите вы. Ответ в общем прост. Прекарность надо перестать считать нормой, особенностью времени, данностью, в которую мы все погружены в этом безумном 21 веке. И начать нужно с себя.
14 августа 2023 г.

Лето всегда завершает учебный год. Ощущение начала появляется и у тех, кто после летнего отпуска возвращается на работу. Именно поэтому лето — хорошее время подводить итоги. Этим летом нашему институту исполнилось 10 лет. Это не много, но и не мало. Не много, потому что существуют образовательные организации, которым более 250 лет, как например, Московскому государственному университету, или 30 лет, как Московскому институту гештальта и психодрамы. Но и не мало, потому что по статистике за первый год со дня основания закрываются 9 из 10 компаний, а за следующие два года – закрываются еще 96 % оставшихся. Если наш возраст перевалил за первый десяток, это значит, что первый кризис мы успешно преодолели. Но что дальше?

Мое директорское отчаяние этим летом было связано с группой причин: сложная обстановка в стране в целом мало располагает к обучению. Но когда отчаяние сменилось здоровой злостью: на себя (Что это я расклеилась? Ведь у нас столько достижений!), на коллег (Нужно работать еще больше, потому что нужна помощь организации, частью которой вы являетесь!), на мир вокруг (С чего это я решила, что нам должно быть легко? Надо искать способы жить и в такое время!) — мне неожиданно полегчало. Я будто со стороны увидела, как без труда можно обесценить всё достигнутое, как просто свалить своё бессилие и депрессию на других, как наивно ждать помощи вместо того, чтобы искать новые пути развития.

И я снова засучила рукава! Пришли новые мысли, новые решения, новые люди. То, что вы читаете, - тоже результат этих решений. Самый важный итог этого лета — моё осознание, что образование — это всегда вклад в будущее. Сегодня смотреть в будущее особенно сложно, ведь под ногами у нас дрожит земля. Но простое понимание, что это будущее наступит, не добавит уверенности. Нужны конкретные действия. Новые знания, новые навыки — это то, что помогает в непростое время жить дальше, укрепляет почву под ногами, придает уверенности в себе, расширяет наши горизонты. Спешите учиться! Это поможет вам смело смотреть вперед…
Подпишись и будь в курсе!
Мы отправляем нашим подписчикам самую свежую информацию о программах, событиях и публикациях Высшей Школы психологического консультирования.