- Значит, догнать можно всегда, если ты работаешь?
- Сто процентов! Можно так долго танцевать, что в конце концов трудолюбие победит талант. Лучше, конечно, если они вместе, но трудолюбие выравнивает ранние преимущества таланта. В этом плане наш спорт очень хорош: мы можем очень долго танцевать, догонять лучших танцоров годами упорных тренировок, а потом соревноваться с ними и побеждать их.
- А как вообще в голову приходит мысль: «Я хочу выиграть Блэкпул» или «Я хочу стать танцором международного уровня!». Откуда берутся такие идеи?
- А ведь правда, откуда?..) Когда мы первый раз оказались на английском турнире и, естественно, сразу слетели, мы поехали смотреть, как танцуют взрослые. Большой международный турнир International Open, Альберт Холл, красивейший зал, живой оркестр, чудесная музыка… Мы приехали из простого клуба в Подмосковье и попали в какой-то иной мир. Все это смотрелось грандиозно, пары – супертопового уровня, танец потрясающий, впечатления удивительные! В тот момент я для себя понял: «Я тоже так хочу! Я хочу так попробовать!». Именно тогда я принял для себя решение окончательно и бесповоротно: «Ок, теперь я – танцор! Я хочу танцевать». А раз я буду танцевать, то надо делать это лучше всех. А что тут лучше всех? Это Блэкпул. Ок, значит нужно выиграть Блэкпул. От всей этой атмосферы, от причастности к такому красивому событию у меня появилось желание: «Как круто! Я хочу быть частью этого! Я хочу быть топовой частью этого! Давайте работать!».
- Получается, на турниры стоит ехать не только за победой?
- Конечно) Многие думают: «Вот сейчас я подготовлюсь, и как выйду на турнир! Как соберу все кубки! А пока, что мне там делать? Я и в форме не идеальной, и категорию первый год танцую…». Это ошибочный путь, дорога в никуда. Имеет смысл ехать в любом состоянии, просто ради того, чтобы посмотреть, пропитаться атмосферой. На большие турниры особенно. Именно тут ты понимаешь, куда грести, выстраиваешь свою стратегию. Ради этого нужно выходить на турнир! Искать, пробовать, менять, становиться лучше. Наполняться танцем. Ехать сразу за победой, особенно на большой и важный турнир, наивно. Это редкий успех.
- А сколько лет вы покоряли Блэкпул?
- Ой, долго) С ума сойти – лет десять. Но это наша история. Вообще и с первого раза можно – по юниорам, по молодежи, таких историй много. Сейчас вот после карантина вдруг кто-то очень хорошо подготовился и поедет. Вперед! Дерзайте! Ну может не выиграть, но в полуфинал или в финал попасть точно можно. У нас своя история, у нас долго получилось, но я поздно начал, может из-за этого.
- Иногда нам, родителям, кажется, что победить – это легко, мы же не видим всей этой «черновой» ежедневной работы, что ведется на тренировках) Мы приезжаем на турниры и хотим успеха. А когда ребенок не занимает первое место или не попадает на пьедестал, мы думаем, что может танцы – это не его, что может и не стоит… Расстраиваемся сами, и, понятное дело, не очень позитивно влияем на мотивацию ребенка. Как вам удалось не свернуть с пути и все-таки прийти к успеху?
- Во-первых, давайте определимся, что такое успех. Я четко понимаю, что для каждого человека – это что-то свое. Для одного – деньги, для другого – кубки и первые места, а для третьего – аплодисменты… Для меня сейчас успех – это найти ту деятельность, которую ты любишь и в процессе которой ты получаешь удовольствие, а потом организовать свою жизнь так, чтобы постоянно этим заниматься. Когда я это понял? Конечно, только после того, как мы выиграли!
А до этого было по-другому. У меня была четкая задача, цель с детства, мечта – попасть в финал Блэкпула. Я думал: «Выиграть может и не получится, но в финал очень хочется». И когда мы попали в финал, мы продолжили – продолжили соревноваться. А потом так получилось, что у нас появился шанс выиграть, мы выиграли. И дальше продолжали выигрывать, выигрывать.
Конечно, когда случается первая победа такого уровня – это счастье! Объявляют победителей, называют ваши имена, ты выходишь, первое место, слезы радости… И ощущение – Ух ты, это реально! И если я смог, значит это возможно по-настоящему. Ведь я поздно начал.
Когда мы заняли первое место, с нами на пьедестале третьими была английская пара, которая побеждала на этом турнире с юниоров всегда. Он, правда, был с другой партнершей, но мы были девяносто шестые, а они – первые, потом мы были сорок восьмые, а они первые. И вот спустя десять лет – мы первые, а они – третьи…
За счет трудолюбия и любви к танцам, с помощью многочасовых тренировок мы догнали. Момент победы, радость, удовлетворение, мечта сбылась, это возможно! И как-то быстро это проходит… На следующий день ты думаешь: «Что теперь? К следующей победе побежим?» и говоришь себе: «Стоп, стоп, стоп!». Вдруг в голову приходит осознание: «Оказывается, правы были мудрецы: важна и ценна не сама победа, а путь к ней!». Конечно, по-настоящему ты понимаешь это, уже постояв на пьедестале, но ради этого опыта стоит выигрывать!
Победа бросает тебе новый вызов, не только спортивный! Это вызов к глубокой внутренней работе, к поиску баланса между процессом и результатом. И ты понимаешь, что теперь нужно учиться получать удовольствие от самого занятия.
Работать только на результат легче – приходишь, делаешь, достигаешь, а процесс – это культура. Ты должен сам сделать себе хорошо, организовать пространство, включиться, осознанно подходить к танцу. Это сложно, но круто! Ты проживаешь жизнь, каждый ее момент, растворяешься в том, что ты делаешь, чувствуешь себя живым. Так что если ты здесь и сейчас, то и делай то, что ты делаешь сейчас! Научиться так делать – это и есть для меня сейчас успех.
- Конечно, тема отношений в паре стоит отдельного интервью, но есть у вас какой-то свой секрет? Как ваши личные отношения влияют на ваши победы?
- В нашем виде спорта коммуникация в паре – это большая доля успеха. По-настоящему успешные, чемпионские пары – это такие, где люди стоят на одной ступени и готовы вместе идти к вершине. Они принимают, что рядом с ними сильный человек, талантливый, трудолюбивый, и у него есть свое мнение, которое может не совпадать с твоим. Партнеры могут быть совершенно разными по складу характера – кто-то веселый и все время шутит, а кто-то серьезный и глубокий, но они всегда относятся с уважением друг к другу.
Танцевальная пара – это как семья, только они еще и работают вместе)
Здесь нужно помнить еще, что задача танцора – показать свой максимум! А моя задача, как партнера – организовать для моей партнерши такие условия, чтобы ей было легче проявить все свои таланты. Моя цель – дать ей раскрыться рядом со мной в танце. У нее такая же задача – создавать пространство для меня и взаимодействовать так, чтобы я мог показать свои лучшие и сильные стороны. Это диалог, полный доверия, надежный и открытый. Я верю, что именно так нужно смотреть на взаимодействие в паре. Это не просто и этому нужно учиться, но после десяти лет совместного танца уже легче)