ВШПК
Мы используем файлы cookie. Они помогают улучшить ваше взаимодействие с сайтом.
Личность

Танец – это поток

Ирина Мартынова
25 марта 2021
Молодой, энергичный, улыбающийся – Федор Исаев, Чемпион Мира, Чемпион Европы, двукратный победитель Блэкпульского танцевального фестиваля, многократный победитель международных и российских турниров по бальным танцам среди любителей. Для него танец – это поток, а танцор – это артист. Он смотрит на танцевальную карьеру, как на марафон и верит, что за это долгое время любой танцор может достичь успеха, к которому стремится.
Мы поговорили с Федором о детях в танцах, о победах, о философии жизни. Оказалось, что Чемпион – это прежде всего сложная и многогранная личность; человек, готовый много трудиться ради своей цели. Чемпион – это тот, кто проигрывает, смотрит внимательно на то, что не получилось, исправляет и идет вперед… В общем, нам было очень интересно. Верим, что и вас увлечет. Приятного чтения.

- Федор, здравствуйте! Вы такой молодой, со скольки лет вы занимаетесь танцами?

- Я занимаюсь танцами с десяти лет. Сейчас мне ровно тридцать. Получается, что уже двадцать лет я танцую. С ума сойти!

- А как вы думаете, в каком возрасте нужно начинать заниматься? Сейчас родители приводят детей на бальные танцы и в четыре года, и в пять. Есть в этом смысл?

- Я думаю, что начинать заниматься спортивными бальными танцами нужно лет в шесть, а еще лучше в семь. Раньше нет смысла. Нужно сначала подготовить тело, чтобы оно слушалось, чтобы ребенок его понимал хотя бы немножко. Поэтому в возрасте четырех-пяти лет гораздо полезнее начать заниматься классической хореографией. Вот тогда преимущество в бальных танцах в семь лет вам обеспечено.

- Детские бальные танцы – это чей интерес больше: родителей или детей?

- Конечно, каждый случай индивидуален, но в абсолютном большинстве – это история про родителей. Особенно в России. В Англии, например, по-другому. Там родители отдают больше ответственности за выбор, на какие занятия ходить и чем увлекаться, самим детям. Дети идут туда, куда хотят. Поэтому в Англии гораздо меньше детей занимается танцами.

У нас наоборот - есть культура «кружков». Родители включены в жизнь детей, заинтересованы, чтобы их ребенок попробовал разное. Мы смотрим на это сквозь призму: пока человек не попробует, он не поймет – нравится ему это или нет. И дети в России много всего пробуют, танцы в том числе. Я считаю, что это правильно.

Хотят заниматься танцами просто так сами по себе – единицы. В основном, девчонки – увидели красивое платье и захотели пойти на танцы, чтобы выступать, прически делать… Я думаю, это тоже не плохо. Гораздо хуже, когда ребенок не хочет, а его тащат и заставляют заниматься. Вот это грустно.

Я просто смотрю на карьеру в танцах сразу целиком, вижу весь путь. Это ведь марафон, долгая история. Очевидно, что человек из страдания или из принуждения будет менее продуктивен, чем человек, который танцует, потому что ему нравится и он хочет это делать. Конечно, для детей – это высший пилотаж, но к этому нужно стремиться. Ребенка нужно мотивировать, рассказывать ему перспективы, показывать, как это может быть – что вот здесь круто, и вот тут. А смотри, еще и зарабатывать можно, когда ты чуть постарше станешь. Нужно помогать ребенку искать вот это «я хочу», поддерживать его, и тогда дети будут гораздо продуктивнее и успешнее. Но никак не из-под палки...

- А имеет значение талант, способности? Как их разглядеть в детях?

- Получится или не получится у ребенка видно по глазам. В них должно быть желание, какое-то горение изнутри, если хотите. Это сложно объяснить словами, но как бы банально ни звучало: когда ребенок по-настоящему чего-то хочет, ты всегда это увидишь. По глазам, по тому, как он вкладывается в действие, по тому, как он может работать.

У нас есть такой мальчик. Он учится на отлично, ходит на дополнительные занятия, а к вечеру приходит в зал и по полной вкладывается в каждое движение. И это после долгого загруженного дня! Он спрашивает, как сделать лучше, как станцевать точнее, пробует, делает, очень много работает. Вот такой человек далеко пойдет! Если он останется в танцах, то его точно ждет успех. Правда, талантливый человек талантлив во всем, и, если ему станет интереснее что-то другое и он уйдет из танцев, я думаю, что у него и там все получится.

А еще, кстати, талант видно по координации. Бывает ведь, что у кого-то получается, а у кого-то нет. Но в этом случае безоговорочно работает золотое спортивное правило: если у тебя идет медленнее, потрать больше времени. Вы же помните – это марафон. Кто-то обгоняет в начале, а кто-то берет человеко-часами, много и упорно работает. И вроде ты сначала кричишь: «Подождите меня, подождите!!!», год не догоняешь, два, три. А через десять лет – раз и догнал! При условии, что ты тренировался усердно, конечно.
- Значит, догнать можно всегда, если ты работаешь?

- Сто процентов! Можно так долго танцевать, что в конце концов трудолюбие победит талант. Лучше, конечно, если они вместе, но трудолюбие выравнивает ранние преимущества таланта. В этом плане наш спорт очень хорош: мы можем очень долго танцевать, догонять лучших танцоров годами упорных тренировок, а потом соревноваться с ними и побеждать их.

- А как вообще в голову приходит мысль: «Я хочу выиграть Блэкпул» или «Я хочу стать танцором международного уровня!». Откуда берутся такие идеи?

- А ведь правда, откуда?..) Когда мы первый раз оказались на английском турнире и, естественно, сразу слетели, мы поехали смотреть, как танцуют взрослые. Большой международный турнир International Open, Альберт Холл, красивейший зал, живой оркестр, чудесная музыка… Мы приехали из простого клуба в Подмосковье и попали в какой-то иной мир. Все это смотрелось грандиозно, пары – супертопового уровня, танец потрясающий, впечатления удивительные! В тот момент я для себя понял: «Я тоже так хочу! Я хочу так попробовать!». Именно тогда я принял для себя решение окончательно и бесповоротно: «Ок, теперь я – танцор! Я хочу танцевать». А раз я буду танцевать, то надо делать это лучше всех. А что тут лучше всех? Это Блэкпул. Ок, значит нужно выиграть Блэкпул. От всей этой атмосферы, от причастности к такому красивому событию у меня появилось желание: «Как круто! Я хочу быть частью этого! Я хочу быть топовой частью этого! Давайте работать!».

- Получается, на турниры стоит ехать не только за победой?

- Конечно) Многие думают: «Вот сейчас я подготовлюсь, и как выйду на турнир! Как соберу все кубки! А пока, что мне там делать? Я и в форме не идеальной, и категорию первый год танцую…». Это ошибочный путь, дорога в никуда. Имеет смысл ехать в любом состоянии, просто ради того, чтобы посмотреть, пропитаться атмосферой. На большие турниры особенно. Именно тут ты понимаешь, куда грести, выстраиваешь свою стратегию. Ради этого нужно выходить на турнир! Искать, пробовать, менять, становиться лучше. Наполняться танцем. Ехать сразу за победой, особенно на большой и важный турнир, наивно. Это редкий успех.

- А сколько лет вы покоряли Блэкпул?

- Ой, долго) С ума сойти – лет десять. Но это наша история. Вообще и с первого раза можно – по юниорам, по молодежи, таких историй много. Сейчас вот после карантина вдруг кто-то очень хорошо подготовился и поедет. Вперед! Дерзайте! Ну может не выиграть, но в полуфинал или в финал попасть точно можно. У нас своя история, у нас долго получилось, но я поздно начал, может из-за этого.

- Иногда нам, родителям, кажется, что победить – это легко, мы же не видим всей этой «черновой» ежедневной работы, что ведется на тренировках) Мы приезжаем на турниры и хотим успеха. А когда ребенок не занимает первое место или не попадает на пьедестал, мы думаем, что может танцы – это не его, что может и не стоит… Расстраиваемся сами, и, понятное дело, не очень позитивно влияем на мотивацию ребенка. Как вам удалось не свернуть с пути и все-таки прийти к успеху?

- Во-первых, давайте определимся, что такое успех. Я четко понимаю, что для каждого человека – это что-то свое. Для одного – деньги, для другого – кубки и первые места, а для третьего – аплодисменты… Для меня сейчас успех – это найти ту деятельность, которую ты любишь и в процессе которой ты получаешь удовольствие, а потом организовать свою жизнь так, чтобы постоянно этим заниматься. Когда я это понял? Конечно, только после того, как мы выиграли!

А до этого было по-другому. У меня была четкая задача, цель с детства, мечта – попасть в финал Блэкпула. Я думал: «Выиграть может и не получится, но в финал очень хочется». И когда мы попали в финал, мы продолжили – продолжили соревноваться. А потом так получилось, что у нас появился шанс выиграть, мы выиграли. И дальше продолжали выигрывать, выигрывать.

Конечно, когда случается первая победа такого уровня – это счастье! Объявляют победителей, называют ваши имена, ты выходишь, первое место, слезы радости… И ощущение – Ух ты, это реально! И если я смог, значит это возможно по-настоящему. Ведь я поздно начал.

Когда мы заняли первое место, с нами на пьедестале третьими была английская пара, которая побеждала на этом турнире с юниоров всегда. Он, правда, был с другой партнершей, но мы были девяносто шестые, а они – первые, потом мы были сорок восьмые, а они первые. И вот спустя десять лет – мы первые, а они – третьи…

За счет трудолюбия и любви к танцам, с помощью многочасовых тренировок мы догнали. Момент победы, радость, удовлетворение, мечта сбылась, это возможно! И как-то быстро это проходит… На следующий день ты думаешь: «Что теперь? К следующей победе побежим?» и говоришь себе: «Стоп, стоп, стоп!». Вдруг в голову приходит осознание: «Оказывается, правы были мудрецы: важна и ценна не сама победа, а путь к ней!». Конечно, по-настоящему ты понимаешь это, уже постояв на пьедестале, но ради этого опыта стоит выигрывать!
Победа бросает тебе новый вызов, не только спортивный! Это вызов к глубокой внутренней работе, к поиску баланса между процессом и результатом. И ты понимаешь, что теперь нужно учиться получать удовольствие от самого занятия.
Работать только на результат легче – приходишь, делаешь, достигаешь, а процесс – это культура. Ты должен сам сделать себе хорошо, организовать пространство, включиться, осознанно подходить к танцу. Это сложно, но круто! Ты проживаешь жизнь, каждый ее момент, растворяешься в том, что ты делаешь, чувствуешь себя живым. Так что если ты здесь и сейчас, то и делай то, что ты делаешь сейчас! Научиться так делать – это и есть для меня сейчас успех.

- Конечно, тема отношений в паре стоит отдельного интервью, но есть у вас какой-то свой секрет? Как ваши личные отношения влияют на ваши победы?

- В нашем виде спорта коммуникация в паре – это большая доля успеха. По-настоящему успешные, чемпионские пары – это такие, где люди стоят на одной ступени и готовы вместе идти к вершине. Они принимают, что рядом с ними сильный человек, талантливый, трудолюбивый, и у него есть свое мнение, которое может не совпадать с твоим. Партнеры могут быть совершенно разными по складу характера – кто-то веселый и все время шутит, а кто-то серьезный и глубокий, но они всегда относятся с уважением друг к другу.

Танцевальная пара – это как семья, только они еще и работают вместе)
Здесь нужно помнить еще, что задача танцора – показать свой максимум! А моя задача, как партнера – организовать для моей партнерши такие условия, чтобы ей было легче проявить все свои таланты. Моя цель – дать ей раскрыться рядом со мной в танце. У нее такая же задача – создавать пространство для меня и взаимодействовать так, чтобы я мог показать свои лучшие и сильные стороны. Это диалог, полный доверия, надежный и открытый. Я верю, что именно так нужно смотреть на взаимодействие в паре. Это не просто и этому нужно учиться, но после десяти лет совместного танца уже легче)
- Успеха в вашей танцевальной карьере было много, но ведь до этого были и поражения. Как вы с ними справлялись?

- Сейчас в череде побед я думаю, что поражения – это круто! Это лучший двигатель прогресса и мотивации. А когда мы вылетали из девяноста шести, было совсем по-другому. Очень больно каждый раз, ведь ты выкладываешься, стараешься, делаешь все, что можешь. Плюс поражений в том, что ты начинаешь искать – что нужно поменять, где добавить, что убрать: «Вот так попробую, а вот это я еще не делал, вот с этим педагогом позанимаюсь, руку так поставлю». Нужно всегда помнить, что тебе нечего терять! Каждый раз. Ты можешь вылететь из полуфинала, проиграть – и что? В следующий раз придешь и пройдешь. Важно брать ответственность за свою жизнь и свой танец. Все просто. В общем инструкция такая: берем ответственность на себя, мотивируемся с помощью поражений, ищем пути и решения, как лучше танцевать и в этой системе выигрывать, и побеждаем. Все, работаем!

- Прочитала еще у вас в интервью, вы говорите, что секрет чемпионства – это страсть к своему делу. Согласна, страсть – это когда, ты любишь, поглощен, включен в процесс. Но ведь есть и другая ее сторона – одержимость, когда у тебя нет ничего в жизни, кроме вот этого дела, которым ты живешь. А для вас, где граница между страстью и одержимостью? Она есть?

- Граница, конечно, есть. Для меня в принципе страсть – со знаком плюс, а одержимость со знаком минус. Из страсти я готов использовать все свои ресурсы, брать ответственность, а из одержимости я готов переступать через людей, осознанно делать кому-то плохо.

- Вам приходилось так делать?

- К счастью, нет. Может быть, косвенно. Явно кто-нибудь расстраивается, когда мы кого-то обыгрываем, но это другое. Мы не идем по головам, мы другие по складу) Меня с детства тошнит от подлых людей, и я стараюсь не делать людям плохого.

- А из чего состоит жизнь взрослого спортсмена?

- Жизнь взрослого спортсмена состоит из дисциплины, из четкого распорядка дня, и это тяжело. Хорошая новость в том, что ты сам регулируешь все это и можешь внести себе в расписание время для отдыха. Можно запланировать ничего не делать или придумать себе какое-то дело, которое тебя наполнит. Каждый по-своему это делает – кто-то в баню ходит, кто-то на дискотеку, кто-то дома сидит. Тут главное восстановиться – способы самому выбирать нужно.

- Вот мы и заговорили про отдых, про восстановление. А есть у танцоров проблема эмоционального выгорания?

- Ну, конечно. Нужно внимательно следить за собой, чтобы не выгореть. Человек должен сам себя осознавать, понимать свои пределы, соизмерять силы, ориентироваться на свои ощущения. На топовом уровне – без осознанности нельзя, это очень важная и крутая штука.

Нужно учиться чувствовать себя, быть гибким, давать себе возможность менять планы, если что-то идет не так. Если ты осознанный человек, ты заметишь: «Сегодня мне, пожалуй, не стоит танцевать сто прогонов, хотя я их и запланировал. Сегодня мне лучше дать себе возможность отдохнуть и эмоционально восстановиться».

Но выгорание, оно все равно всегда за углом поджидает тебя, ведь ты работаешь на максимуме, пытаешься сделать все больше-больше-больше.

- А как вы отдыхаете?

- Интересно, что я не особо устаю))) Сейчас мы тренируемся четыре раза в неделю, а в остальные дни занимаемся другими делами. А вообще, когда я устаю, я сплю. А так я не чувствую, что устаю. Я не люблю отдых в общепринятом смысле этого слова – лежать у моря, попивая коктейль. Меня наполняет общение с людьми. Бальные танцы очень сильно связаны со взаимодействием между людьми, поэтому мы сейчас с вами сидим, разговариваем, мне интересно, и вот так я отдыхаю.

- Танцор – это артист?

- Сто процентов! Конечно, если ты физически не готов, то ничего не сделаешь, это сложно. Но в первую очередь – артист. Люди ведь платят деньги за эмоции, они за этим приходят на соревнования и выступления – за живыми переживаниями. Я вообще думаю, что все великие спортсмены – артисты. Да, они много тренируются, это понятно. Но все равно те, кто остаются в памяти, они еще и большие артисты.
- А поделитесь, что чувствуешь, когда выходишь на паркет на таких больших и красивых соревнованиях, как Блэкпул?

- Очень долго я не чувствовал ничего, кроме стресса. Это что-то среднее между страхом и напряжением. И самое удивительное, что ты в этот момент не чувствуешь, что ты в стрессе, наоборот бодришься: «Все хорошо, я совсем не переживаю. Все отлично!», а внутри все трясется.

Хорошо, что мы попали на занятие к педагогу, который нам указал на это. Я это заметил, осознал свой уровень стресса, проработал его, понизил и понял: «Ух, ты! Да тут оказывается можно танцевать, а не только зажаться на паркете и вот так трястись». И сейчас это все, конечно совсем по-другому. Сейчас для меня паркет – это предвкушение, взволнованность. Очень приятное состояние, как будто купил классные подарки всем на Рождество, знаешь, что они всем понравятся и тебе не терпится их подарить. Но это путь, мы долго к этому шли, и это очень круто!

- А в вашей жизни есть что-то, кроме танцев?

- Да, мне вообще много всего интересно. Сейчас я очень увлекся созданием видео, монтажом, могу по несколько часов сидеть и изучать все это, делать. Очень нравится мне. Еще начал практиковать медитации. Пока в этом нет никакого космоса, мне скорее нравится ощущение встречи со «здесь и сейчас». Это очень здорово.

- Вы считаете себя счастливым человеком?

- Сейчас да! Полностью. Год назад, когда начался карантин, я был самым несчастным человеком. У нас выбили почву из-под ног, все планы разрушились, появились мысли о том, чем вообще я занимался всю жизнь? И произошло жесткое переосмысление. Мы с Аней вместе пришли к пониманию того, что нужно так организовывать процесс, чтобы получать от него удовольствие «здесь и сейчас», потому что мы живем сегодня, а не завтра. И вот от этого я стал самым счастливым человеком на свете, вот правда, без лукавства.

- А что вы будете делать на пенсии? Может, мечтаете уехать к морю или начать какое-то новое дело?

- Забавно, что у меня нет никакого плана) Я думаю, что я буду получать удовольствие от жизни. Но вот, что конкретно я буду делать, мне сейчас сложно сказать. Может быть, уеду в горы, а может наоборот – буду судить все турниры до конца, пока не умру)

- Вы видели мир, разных людей, разные страны. Вы связываете свою жизнь с Россией или какой-то другой страной?

- Хороший вопрос. Не знаю. Я чувствую себя очень сильно русским человеком. При этом иностранцы нас с Аней почему-то не воспринимают, как русских, они называют нас «самые нерусские русские». Но вот хочу ли я жить в России? – трудный вопрос. Я чувствую себя человеком мира и думаю что могу найти себя в разных местах – может быть, в Америке, может быть, в России, может быть, в Англии…

Я в любом случае связываю свою жизнь с Россией, потому что я – русский человек, и эта часть меня никуда не денется. Но при этом я чувствую, что организовать свое счастье смогу там, где захочу. Пока здесь, а там – посмотрим.

- И последний вопрос. Что же все-таки нужно говорить детям, если они хотят побеждать?

- Нужно учить ребенка брать ответственность за свою жизнь и за свои поступки. Это ему не только в танцах, но и в жизни пригодится. Важно сформировать ощущение: «Все в моих руках!». Это значит, что он может сделать все, что он захочет. Это бесконечный источник энергии, который всегда будет двигать человека вперед. А у человека, который идет вперед, обязательно все получится. Ему нечего терять! Потому что, если все в твоих руках, тебе правда нечего терять. Ты упадешь, встанешь и заново это сделаешь…
Подпишись и будь в курсе!
Мы отправляем нашим подписчикам самую свежую информацию о программах, событиях и публикациях Высшей Школы психологического консультирования.
Другие статьи