Главная » 2015 » Февраль » 27 » Размышления о профессиональной подготовке . Часть 3

Размышления о профессиональной подготовке . Часть 3

Размышления о профессиональной подготовке . Часть 3

Студент вуза, на мой взгляд, должен в своем профессиональном выборе быть осознанным, т.е. понимать и принимать не только плюсы, но и минусы профессии, знать, с какими личностными проблемами он может столкнуться в процессе профессиональной деятельности, знать, чем и как он будет осуществлять свое дело – руками, головой, всей своей личностью и т.п.
Это уже вторая сторона вопроса, на которую мне хочется обратить внимание. Такое психологическое понимание своего профессионального дела, осознание степени своей личной ответственности за результат труда, личностная готовность к ежедневной работе над собой и как Личностью, и как Профессионалом, такое понимание я называю личностной подготовкой к профессии. И вот она (личностная подготовка) как раз является важнейшей задачей высшей школы, задачей, уже осознаваемой, но пока еще не решаемой. Следует оговориться, что есть ряд курсов, ряд вузов, где про это думают, говорят и даже что-то делают. Но в целом – на уровне пусть не государства, пусть хотя бы высшего образования – эта проблема еще только обозначена.
Личностная подготовка – по сути, подготовка Личности во всех всеобъемлющих смыслах этого психологического термина. Отталкиваясь от гуманистических философских и гуманистических концепций, понимающих личность как человека, ценного для общества, ради которого и осуществляется общественное развитие, большинство современных исследователей – философов, психологов, педагогов подчеркивают важнейшие проблемы формирования Личности: воспитание активности, развитие самосознания и творчества, борьбы мотивов, воспитание индивидуальности и развитие способностей, самореализация, непрестанный поиск смысла жизни.
В.П.Зинченко с необыкновенной и удивительной для Большого психологического словаря теплотой так описывает Личность: «…это таинственный избыток индивидуальности, её свобода, которая не поддается исчислению, предсказанию… Личность есть предмет удивления, преклонения, зависти, ненависти; предмет непредвзятого, бескорыстного, понимающего проникновения и художественного изображения… У Личности появляется способность полностью опираться на себя, делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию, быть открытой и готовой к любым новым поворотам своего жизненного пути. Личность перестает зависеть от внешних оценок, доверяет себе, находит внутреннюю поддержку в самой себе».
Всё это звучит очень красиво. Но возможно ли в ходе профессиональной подготовки хотя бы часть из названных качеств Личности воспитать или развить у студентов? Думаю, вряд ли. Но вот создать условия, в которых зерна саморазвития, творческого роста, самореализации личности могут прорасти, способны и учителя средней школы, и преподаватели школы высшей.
Каким же образом возможно создание условий подобного рода? Самое важное в воспитании, на мой взгляд, не стремиться переделывать, перевоспитывать ученика или студента, а в условиях безусловного принятия его личности, позволить ему развиваться своим собственным способом со своей личной скоростью. На этот принцип личностно-центрированного подхода в воспитании указывают многие современные педагоги и психологи. Но воплотить его в жизнь гораздо сложнее, чем постулировать.

Елена Мартынова
Просмотров: 297 | Добавил: irinka_m | Рейтинг: 0.0/0

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0