Главная » 2015 » Февраль » 27 » Размышления о профессиональной подготовке. Часть 2

Размышления о профессиональной подготовке. Часть 2

Размышления о профессиональной подготовке. Часть 2

Первое, на что хочется обратить внимание, это возраст абитуриентов. Подавляющее большинство из них – выпускники школ, шестнадцати- и семнадцатилетние юноши и девушки. Как они выбирают профессию и как могут самостоятельно это сделать? Разумеется, чаще всего выбор вместо них делают родители. Причем, критерии этого выбора определяются опять-таки родителями. И здесь влияние их личности, их жизненных смыслов и ценностей на собственных детей огромно.
Для кого-то важны престижность и материальная сторона профессии. В таких случаях родители прикладывают неимоверные усилия для того, чтобы любимое чадо поступило в избранный вуз, на избранную специальность. Не имеет значения, каким будет обучение – платным или бесплатным. Главное, чтобы вожделенный диплом был в кармане. Кстати, и студенты в таких случаях легко отдают большую часть ответственности за свое обучение родителям. Всегда есть повод упрекнуть их: «Это вы меня туда засунули! Сами и учитесь!»
Другая группа критериев связана с местоположением вуза. «Рядом с домом? Отлично! Будем меньше переживать и беспокоиться». И неважно, что вуз-то является филиалом Нижне-Урюпинского заборостроительного гуманитарного института, не имеющего ни соответствующей лицензии, ни государственной аккредитации. Важно, что ребенок (а ребеночек уже несколько лет бреется!) будет под неусыпным контролем и присмотром.
Третья группа критериев определяется делегирующими родителями. «Мой сын (дочь) должны добиться в жизни больше, чем я. Должны доделать то, чего я не успел. Стать тем, кем я стать не смог». И пыжится бедный ребенок, старается, пытается добиться успехов в той области, где когда-то либо родителям не повезло, либо их обидели. Скажем честно, иногда это им удается.
Есть, правда, еще родители, которым по большому счету все равно, где будет учиться их ребенок – лишь бы учился, лишь бы это был институт, неважно где и неважно какой.
Хотя иногда родители спрашивают своих детей, кем они хотят стать, где собираются работать. Иной раз даже прислушиваются к их мнению, помогают и поддерживают. Пожалуй, только в этом случае ответственность и за профессиональный выбор, и за обучение лежит на молодом человеке. Но и самостоятельность выбора еще не гарантирует, что выпускник станет специалистом своего дела, хорошим профессионалом.
Ряд зарубежных исследователей считает, что мозговые структуры, ответственные за выбор профессии, созревают только к 21 – 23 годам. Наша же система образования в последнее время стремится определить профессиональные склонности ребенка как можно раньше. Дело порой доходит до абсурда. Открывается детский сад! с естественно-математическим уклоном!? И счастливые родители, сами «уклоняющиеся» в эту сторону, тащат туда своих детей, не задумываясь ни о способностях, ни о талантах своего ребенка, не давая ему порой даже возможности попробовать себя в чем-то другом.
Однако только переходом на 12-летнее образование (а значит, выпускнику школы будет уже не 16 – 17 лет, а все 18 – 19, хотя это мало что меняет) эту проблему не решить. Нужно, чтобы каждый школьник попробовал себя в разных делах; чтобы, еще будучи учеником, имел представление, чем работа руками отличается от интеллектуальной деятельности; каковы плюсы и минусы постоянной работы с людьми; какими, наконец, качествами, необходимыми для будущей профессии он обладает, достаточно ли их, что надо развивать в себе, а что, может быть, подкорректировать.

Елена Мартынова
Просмотров: 268 | Добавил: irinka_m | Рейтинг: 0.0/0

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0